?

Log in

No account? Create an account
АСТРАХАНСКОЕ AUSTERITY - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Октябрь 16, 2015


Previous Entry Поделиться Next Entry
05:02 pm - АСТРАХАНСКОЕ AUSTERITY
Причины

Austerity — политика жесткой экономии. Термин стал особенно известен после долгового кризиса в Греции.

Именно политику жесткой экономии сегодня предлагает проводить областное правительство. Причина очень проста: раннее правительство набрало долгов на ошеломительную сумму в 29 млрд. руб., не очень вдаваясь в подробности об источниках их погашения. Никогда ранее регион подобной практики не вел. Скажем, в 1997 году при собственных доходах бюджета в 1,1 млрд. руб. сумма заимствований не превышала 0,15 млрд. руб. Теперь же она сравнялась с доходами.
В результате, когда из-за падения нефтегазовых поступлений бюджет рухнул, платить долги оказалось нечем. Правда, значительная часть задолженности выкуплена Российской Федерации. И теперь федеральный Минфин (Силуанов) требует от региона мер по уменьшению расходной нагрузки.
Окончательно бюджет был подорван принятыми осенью 2013 года поправками в Налоговый Кодекс, которые отняли у региона доходы от добычи нефти на Каспии. Господин Огуль, разумеется, голосовал за эти поправки.




Отметим, что при собственных доходах бюджета в текущем году примерно в 30 млрд. руб. ничем не закрываемый дефицит составляет 4 млрд. руб., а на год следующий — уже 10 млрд. руб. Перекрывать эти объемы нечем. Но региональное правительство пытается изобразить уменьшение расходов, используя самый простой способ — отмену льгот для:

- лиц, приравненных к ветеранам труда (58.000 человек);
- участников боевых действий в Чечне, Дагестане и Южной Осетии (9400 человек);
- сельских специалистов (2200 человек);
- родственников погибших военнослужащих (550 человек).


Много ли сэкономят на льготниках?

По утверждению регионального правительства — много, целых 930 млн. руб. Понятно, что эта сумма существенно ниже 10-миллиардной дыры, но опыт показывает, что она является выдуманной. В реальности, исходя из предыдущих бюджетных росписей, она не превышает 767 млн. руб. Делается это для того, чтобы замылить глаза федеральному Минфину и изобразить большую экономию. То есть, у нас приписывают не только урожайность, но и размеры экономности:




Остановится ли на этом областное Правительство?

Очевидно, что областное Правительство на этом не остановится. Следующими целями обозначены:
- снижение фонда оплаты труда врачей и учителей на 20%;
- уменьшение размера субсидий на ЖКХ малоимущим гражданам (сегодня они выдаются, если расходы на ЖКХ превышают 15% семейного бюджета, предполагается поднять планку до 22%);
- сокращение нормативов по отоплению и квартплате при предоставлении льгот ветеранам труда (экономия на каждом в размере 6-7 тыс. руб. в год);
- повышение стоимости проезда в автобусах до 30 руб.


Есть ли иные источники?

Разобраться детально в бюджете сегодня невозможно. В 90-е годы депутатам предоставлялись сведения по каждой больнице, каждой школе. Теперь этого нет. Теперь есть ворох путаных цифр, а сколько денег дано конкретному учреждению и как именно они потрачены — депутатский корпус не знает. Сделано это умышленно руками единороссов, которые боятся гласности как вампиры — солнечного света.

Тем не менее, даже в этих условиях можно задать ряд вопросов.

Начнем с финансирования областного Минфина. Зарплата его сотрудников обходится бюджету минимум в 82 млн. руб. Но это только зарплата. За отдельные виды работ налогоплательщик платит дополнительно. Скажем, «своевременная и качественная разработка бюджета-2015» обошлась в 24 млн. руб. О «качестве» работы говорит тот факт, что в условиях двойного падения цен на газ и нефть руководители Минфина Астраханской области рассказывали нам о наступающем 40%-ном росте прибыли «Газпрома» и «Лукойла». Чудесно выглядят и иные затраты регионального Министерства финансов. Скажем, свою работу по «повышению точности прогноза доходов» они оценивают в 8,7 млн. руб., работу «по повышению собираемости налогов» - тоже в 8,7 млн. руб., труд по «привлечению дополнительных средств из федерального бюджета» еще в 8,7 млн. руб., и на «сверку бюджетных доходов» также уходит симпатичная разработчикам сумма в 8,7 млн. руб. Чтобы долго, значит, не думать. А областная Дума она проглотит, бесспорно. И не такое проглатывала.

Или, к примеру, еще 67 млн. руб. уходит на ВЦП «Обеспечение эффективности управления социально-экономического развития Астраханской области». Здесь даже говорить ничего не надо. Упали цены на газ — обанкротилась область. Вот и вся эффективность управления социально-экономическим развитием.

Но есть вещи и поярче. К примеру, существует ВЦП «Формирование позитивного облика Астраханской области в рамках межрегиональных связей» весом в 70 млн. руб. в год.
Это интересная программа. Только на «Обеспечение услугами сотовой, почтовой, междугородной, международной связи, услугами интернет сотрудников аппарата администрации Губернатора и участников прибывающих делегаций по приглашению руководителей региона» по ней ежегодно тратится 5 млн. руб. А что, в гостиницах и административных офисах нет wi-fi?
Или, вот такая прелесть - «Повышение эстетической выразительности облика Астраханской области». Четыре миллиона рублей. Еще три миллиона уходит на «Изготовление телевизионных программ и видеопродукции, направленных на информирование населения о потенциале региона». То есть, расходы на пиар. Не лучшим ли способом формирования такого облика является сохранение льгот участникам боевых действий? Оно стоит столь же, даже чуть меньше.

А вот еще есть программа «Совершенствования системы управления государственной собственностью Астраханской области» стоимостью в 22,4 млн. руб. После продажи по вдвое заниженной цене «Астраханской нефтегазовой компании» из всего имущества остались только земельные участки, газовые сети и полсотни нежилых помещений. О каком «совершенствовании» управления этим добром идет речь?

А еще есть представительство региона в Москве. То есть, некое наше посольство, которое должно отслеживать интересы региона и защищать их. Оно столь славно сработало, что о решении ГосДумы отнять у Астраханской области доходы от разработок каспийской нефти астраханские власти узнали из газет. Ладно, Огули-Максаковы и прочие Арефьевы. Они не специалисты, и спрос с них невысок. Голосуют не глядя текст. Одни всегда «за», другой просто не голосовал. Не приходя в сознание, так сказать, без всякого анализа. От этого продукта фальшивых выборов мы избавимся не ранее, чем через год. Но зачем нам целое представительство при таком КПД его работы? В качестве гостиницы? Не дорого ли за 15 млн. руб. в год?

Или вот еще. 142 млн. руб. в этом году было потрачено на взнос в уставный капитал ВЦП «Совершенствование системы управления госсобственностью». Вложили в особую экономическую зону «Лотос». И какая отдача? Хорошо мы знаем эти взносы по банкротству Володарского молочного завода.

Вспомним и казачество — 15,3 млн. руб. только на дружины. Общее финансирование казачества по программе «Межнационального единства» превышает 30 млн. руб., включая даже турнир по футболу. На поддержку татар выделено всего сто тысяч по одному мероприятию — сабантуй. Но это еще не самый яркий пример. Пятнадцать казаков, задействованных на мероприятии под названием «Функционирование почетного караула» встали бюджету в 2,4 млн. руб. По 160 тысяч на человека в год. И это еще не все. Есть отдельная программа «Развития казачества», стоящая еще 15 миллионов. То есть, общее финансирование общины достигает 50 млн. руб. в год, что втрое превышает бюджетные расходы на помощь малоимущим астраханцам, имеющим доходы ниже прожиточного уровня.

Расходы на средства массовой информации то есть на пропагандистскую долбежку про счастливую жизнь и полтора миллиона тонн овощей и бахчевых. Только по разделу «СМИ» расходы превышают 112 млн. руб. (облдума шесть млн. руб., остальное — правительство области и министерства). Примерно 45 млн. руб. приходится на телеканал «Астрахань-24». Зачем он нам? Это якобы государственное телевидение? Чтобы промывать мозги населению про хорошую жизнь? Если выбирать между Астрахань-24 и ветеранами я выбираю ветеранов. «Раздел СМИ» — лишь видимая часть айсберга. Десятки, если не сотни миллионов рублей спрятаны в различные целевые программы и расходы пресс-служб министерств и ведомств.

Или, к примеру, Ведомственная целевая программа «Обеспечение информирования населения о социально-экономическом и общественно-политическом положении Астраханской области». Это еще 50 млн. руб. А что, если есть интересная новость, СМИ не расскажут о ней?

Стоит обсудить и зарплату руководителей. Наша власть активно рассказывает про отсутствие денег и необходимость затянуть пояса. Является ли примером затягивания пояса зарплата главврача кожвендиспансера в размере 389 тыс. руб. в месяц?

Можно поговорить и про муниципалов, что все без исключения получают дотации из областного бюджета. Далеко ходить не будем — город Астрахань. Примерно в 10 млн. руб. в год обходится городская избирательная комиссия. Нужна ли нам она, если до 2020 года муниципальных выборов в Астрахани не будет?

Никого не должно смущать, что сегодня правительство области приостановило ряд административных расходов. Оно сделало это временно, в расчете на получение кредита от Минфина России. То есть, расчет простой — пожертвовать ветеранами и участниками боевых действий, после чего максимально все остальное вернуть на привычные рельсы. Именно поэтому речь идет не об отмене программ, а об их временной, до конца года, приостановке.

Все перечисленное выше — просто серия иллюстраций, примеры. Я не описываю ни систему конкурсов, ни вопросы раздутых административных штатов в больницах и других областных учреждениях, ни администрирование земельного налога, ни повышение собираемости подоходного налога. Я не говорю о системных мерах, потому что они требуют (а) времени; (б) политической воли, прямо противоположной тому, что вытворяли власти все последние годы.

Я совершенно умышленно говорю о том, что есть оперативные источники, позволяющие сэкономить не меньшие средства, чем предлагает власть на ветеранах и участниках боевых действий.

Но и эти сокращения не приведут к должным результатам.

Скажу, что приведет и что надо делать:

(1) региональным властям надо в сжатые сроки максимально сократить расходы на выше описанные бюрократические издержки, в первую очередь на ведомственные целевые программы;
(2) социальные траты можно сделать более адресными, но не привязывая к издевательски низкому прожиточному минимуму и не мучая людей избыточным сбором справок — информация между ведомствами может быть передана и по интернет;
(3) следует предпринять все меры по возвращению в регион доходов от шельфа, что даст территории порядка 3-3,2 млрд. руб. доходов;
(4) в срок до декабря принять стратегию новой бюджетной политики, включая полную финансовую прозрачность всех государственных и муниципальных учреждений, изменение правил конкурсов, повышение кадастровой стоимости под землями «Газпрома» и других добывающих компаний и т.д.

В остальном региональные власти должны проявить смелость и пойти на риск дефолта. Политически, отказ платить долги Минфину РФ дает Силуанову право назначить в Астрахань внешнего управляющего. При этом федеральные власти должны будут взять на себя и все риски закрытия больниц, школ и уничтожения социального законодательства. Очень сомневаюсь, что они на это пойдут.

Описанный путь является, пожалуй, единственной альтернативой политики Austerity, добивающей регион, которую нам предлагают принять небедствующие профессионалы из областного правительства.

(3 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:babairu
Date:Октябрь 16, 2015 05:47 pm
(Link)
Вологодская область - примерно, тоже самое...
[User Picture]
From:Денис Макарский
Date:Октябрь 17, 2015 07:20 am
(Link)
Забыли про инициативу, которую, вроде как, озвучил Клыканов. О чем упомянули на Пункте - /////Спикер Думы Астраханской области Александр Клыканов предложил внести изменения в Бюджетный кодекс, разрешив регионам оставлять часть средств дорожного фонда как доходы без целевого назначения, говорится в сообщении регионального парламента.
"В Астраханской области туда (в дорожный фонд) идут отчисления от транспортного налога, акцизы и межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Сейчас там скопилось более 2 млрд рублей", - говорится в сообщении.
"Такие накопления сегодня - непозволительная роскошь", - сказано в пресс-релизе.////////// - Едроссия хочет лишить АО и дорог и денег на эти дороги. Клыканову порам никто не дал?
From:nik2553
Date:Октябрь 19, 2015 09:16 am

Политическая оценка

(Link)
Олег Васильевич!Давая политическую оценку дефолта, Вы не даёте соответствующую оценку отсутствия принятия мер системного характера по увеличению доходной части бюджета , включая меры оперативного регулирования по снижению расходной части бюджета , что собственно и является причиной антисоциальных сокращений бюджета региона.

> Go to Top
LiveJournal.com