oleg_shein (oleg_shein) wrote,
oleg_shein
oleg_shein

АСТРАХАНСКОЕ AUSTERITY

Причины

Austerity — политика жесткой экономии. Термин стал особенно известен после долгового кризиса в Греции.

Именно политику жесткой экономии сегодня предлагает проводить областное правительство. Причина очень проста: раннее правительство набрало долгов на ошеломительную сумму в 29 млрд. руб., не очень вдаваясь в подробности об источниках их погашения. Никогда ранее регион подобной практики не вел. Скажем, в 1997 году при собственных доходах бюджета в 1,1 млрд. руб. сумма заимствований не превышала 0,15 млрд. руб. Теперь же она сравнялась с доходами.
В результате, когда из-за падения нефтегазовых поступлений бюджет рухнул, платить долги оказалось нечем. Правда, значительная часть задолженности выкуплена Российской Федерации. И теперь федеральный Минфин (Силуанов) требует от региона мер по уменьшению расходной нагрузки.
Окончательно бюджет был подорван принятыми осенью 2013 года поправками в Налоговый Кодекс, которые отняли у региона доходы от добычи нефти на Каспии. Господин Огуль, разумеется, голосовал за эти поправки.




Отметим, что при собственных доходах бюджета в текущем году примерно в 30 млрд. руб. ничем не закрываемый дефицит составляет 4 млрд. руб., а на год следующий — уже 10 млрд. руб. Перекрывать эти объемы нечем. Но региональное правительство пытается изобразить уменьшение расходов, используя самый простой способ — отмену льгот для:

- лиц, приравненных к ветеранам труда (58.000 человек);
- участников боевых действий в Чечне, Дагестане и Южной Осетии (9400 человек);
- сельских специалистов (2200 человек);
- родственников погибших военнослужащих (550 человек).


Много ли сэкономят на льготниках?

По утверждению регионального правительства — много, целых 930 млн. руб. Понятно, что эта сумма существенно ниже 10-миллиардной дыры, но опыт показывает, что она является выдуманной. В реальности, исходя из предыдущих бюджетных росписей, она не превышает 767 млн. руб. Делается это для того, чтобы замылить глаза федеральному Минфину и изобразить большую экономию. То есть, у нас приписывают не только урожайность, но и размеры экономности:




Остановится ли на этом областное Правительство?

Очевидно, что областное Правительство на этом не остановится. Следующими целями обозначены:
- снижение фонда оплаты труда врачей и учителей на 20%;
- уменьшение размера субсидий на ЖКХ малоимущим гражданам (сегодня они выдаются, если расходы на ЖКХ превышают 15% семейного бюджета, предполагается поднять планку до 22%);
- сокращение нормативов по отоплению и квартплате при предоставлении льгот ветеранам труда (экономия на каждом в размере 6-7 тыс. руб. в год);
- повышение стоимости проезда в автобусах до 30 руб.


Есть ли иные источники?

Разобраться детально в бюджете сегодня невозможно. В 90-е годы депутатам предоставлялись сведения по каждой больнице, каждой школе. Теперь этого нет. Теперь есть ворох путаных цифр, а сколько денег дано конкретному учреждению и как именно они потрачены — депутатский корпус не знает. Сделано это умышленно руками единороссов, которые боятся гласности как вампиры — солнечного света.

Тем не менее, даже в этих условиях можно задать ряд вопросов.

Начнем с финансирования областного Минфина. Зарплата его сотрудников обходится бюджету минимум в 82 млн. руб. Но это только зарплата. За отдельные виды работ налогоплательщик платит дополнительно. Скажем, «своевременная и качественная разработка бюджета-2015» обошлась в 24 млн. руб. О «качестве» работы говорит тот факт, что в условиях двойного падения цен на газ и нефть руководители Минфина Астраханской области рассказывали нам о наступающем 40%-ном росте прибыли «Газпрома» и «Лукойла». Чудесно выглядят и иные затраты регионального Министерства финансов. Скажем, свою работу по «повышению точности прогноза доходов» они оценивают в 8,7 млн. руб., работу «по повышению собираемости налогов» - тоже в 8,7 млн. руб., труд по «привлечению дополнительных средств из федерального бюджета» еще в 8,7 млн. руб., и на «сверку бюджетных доходов» также уходит симпатичная разработчикам сумма в 8,7 млн. руб. Чтобы долго, значит, не думать. А областная Дума она проглотит, бесспорно. И не такое проглатывала.

Или, к примеру, еще 67 млн. руб. уходит на ВЦП «Обеспечение эффективности управления социально-экономического развития Астраханской области». Здесь даже говорить ничего не надо. Упали цены на газ — обанкротилась область. Вот и вся эффективность управления социально-экономическим развитием.

Но есть вещи и поярче. К примеру, существует ВЦП «Формирование позитивного облика Астраханской области в рамках межрегиональных связей» весом в 70 млн. руб. в год.
Это интересная программа. Только на «Обеспечение услугами сотовой, почтовой, междугородной, международной связи, услугами интернет сотрудников аппарата администрации Губернатора и участников прибывающих делегаций по приглашению руководителей региона» по ней ежегодно тратится 5 млн. руб. А что, в гостиницах и административных офисах нет wi-fi?
Или, вот такая прелесть - «Повышение эстетической выразительности облика Астраханской области». Четыре миллиона рублей. Еще три миллиона уходит на «Изготовление телевизионных программ и видеопродукции, направленных на информирование населения о потенциале региона». То есть, расходы на пиар. Не лучшим ли способом формирования такого облика является сохранение льгот участникам боевых действий? Оно стоит столь же, даже чуть меньше.

А вот еще есть программа «Совершенствования системы управления государственной собственностью Астраханской области» стоимостью в 22,4 млн. руб. После продажи по вдвое заниженной цене «Астраханской нефтегазовой компании» из всего имущества остались только земельные участки, газовые сети и полсотни нежилых помещений. О каком «совершенствовании» управления этим добром идет речь?

А еще есть представительство региона в Москве. То есть, некое наше посольство, которое должно отслеживать интересы региона и защищать их. Оно столь славно сработало, что о решении ГосДумы отнять у Астраханской области доходы от разработок каспийской нефти астраханские власти узнали из газет. Ладно, Огули-Максаковы и прочие Арефьевы. Они не специалисты, и спрос с них невысок. Голосуют не глядя текст. Одни всегда «за», другой просто не голосовал. Не приходя в сознание, так сказать, без всякого анализа. От этого продукта фальшивых выборов мы избавимся не ранее, чем через год. Но зачем нам целое представительство при таком КПД его работы? В качестве гостиницы? Не дорого ли за 15 млн. руб. в год?

Или вот еще. 142 млн. руб. в этом году было потрачено на взнос в уставный капитал ВЦП «Совершенствование системы управления госсобственностью». Вложили в особую экономическую зону «Лотос». И какая отдача? Хорошо мы знаем эти взносы по банкротству Володарского молочного завода.

Вспомним и казачество — 15,3 млн. руб. только на дружины. Общее финансирование казачества по программе «Межнационального единства» превышает 30 млн. руб., включая даже турнир по футболу. На поддержку татар выделено всего сто тысяч по одному мероприятию — сабантуй. Но это еще не самый яркий пример. Пятнадцать казаков, задействованных на мероприятии под названием «Функционирование почетного караула» встали бюджету в 2,4 млн. руб. По 160 тысяч на человека в год. И это еще не все. Есть отдельная программа «Развития казачества», стоящая еще 15 миллионов. То есть, общее финансирование общины достигает 50 млн. руб. в год, что втрое превышает бюджетные расходы на помощь малоимущим астраханцам, имеющим доходы ниже прожиточного уровня.

Расходы на средства массовой информации то есть на пропагандистскую долбежку про счастливую жизнь и полтора миллиона тонн овощей и бахчевых. Только по разделу «СМИ» расходы превышают 112 млн. руб. (облдума шесть млн. руб., остальное — правительство области и министерства). Примерно 45 млн. руб. приходится на телеканал «Астрахань-24». Зачем он нам? Это якобы государственное телевидение? Чтобы промывать мозги населению про хорошую жизнь? Если выбирать между Астрахань-24 и ветеранами я выбираю ветеранов. «Раздел СМИ» — лишь видимая часть айсберга. Десятки, если не сотни миллионов рублей спрятаны в различные целевые программы и расходы пресс-служб министерств и ведомств.

Или, к примеру, Ведомственная целевая программа «Обеспечение информирования населения о социально-экономическом и общественно-политическом положении Астраханской области». Это еще 50 млн. руб. А что, если есть интересная новость, СМИ не расскажут о ней?

Стоит обсудить и зарплату руководителей. Наша власть активно рассказывает про отсутствие денег и необходимость затянуть пояса. Является ли примером затягивания пояса зарплата главврача кожвендиспансера в размере 389 тыс. руб. в месяц?

Можно поговорить и про муниципалов, что все без исключения получают дотации из областного бюджета. Далеко ходить не будем — город Астрахань. Примерно в 10 млн. руб. в год обходится городская избирательная комиссия. Нужна ли нам она, если до 2020 года муниципальных выборов в Астрахани не будет?

Никого не должно смущать, что сегодня правительство области приостановило ряд административных расходов. Оно сделало это временно, в расчете на получение кредита от Минфина России. То есть, расчет простой — пожертвовать ветеранами и участниками боевых действий, после чего максимально все остальное вернуть на привычные рельсы. Именно поэтому речь идет не об отмене программ, а об их временной, до конца года, приостановке.

Все перечисленное выше — просто серия иллюстраций, примеры. Я не описываю ни систему конкурсов, ни вопросы раздутых административных штатов в больницах и других областных учреждениях, ни администрирование земельного налога, ни повышение собираемости подоходного налога. Я не говорю о системных мерах, потому что они требуют (а) времени; (б) политической воли, прямо противоположной тому, что вытворяли власти все последние годы.

Я совершенно умышленно говорю о том, что есть оперативные источники, позволяющие сэкономить не меньшие средства, чем предлагает власть на ветеранах и участниках боевых действий.

Но и эти сокращения не приведут к должным результатам.

Скажу, что приведет и что надо делать:

(1) региональным властям надо в сжатые сроки максимально сократить расходы на выше описанные бюрократические издержки, в первую очередь на ведомственные целевые программы;
(2) социальные траты можно сделать более адресными, но не привязывая к издевательски низкому прожиточному минимуму и не мучая людей избыточным сбором справок — информация между ведомствами может быть передана и по интернет;
(3) следует предпринять все меры по возвращению в регион доходов от шельфа, что даст территории порядка 3-3,2 млрд. руб. доходов;
(4) в срок до декабря принять стратегию новой бюджетной политики, включая полную финансовую прозрачность всех государственных и муниципальных учреждений, изменение правил конкурсов, повышение кадастровой стоимости под землями «Газпрома» и других добывающих компаний и т.д.

В остальном региональные власти должны проявить смелость и пойти на риск дефолта. Политически, отказ платить долги Минфину РФ дает Силуанову право назначить в Астрахань внешнего управляющего. При этом федеральные власти должны будут взять на себя и все риски закрытия больниц, школ и уничтожения социального законодательства. Очень сомневаюсь, что они на это пойдут.

Описанный путь является, пожалуй, единственной альтернативой политики Austerity, добивающей регион, которую нам предлагают принять небедствующие профессионалы из областного правительства.
Tags: Астраханская область, Олег Шеин, бюджет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments