?

Log in

No account? Create an account
Предложения Минфина по медицине: отказ от госгарантий - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Ноябрь 12, 2015


Previous Entry Поделиться Next Entry
06:55 pm - Предложения Минфина по медицине: отказ от госгарантий
Минфин представил программу продвижения платных услуг в здравоохранении
12 ноября 14:11




Wide_НИИФ

Бесплатные медицинские услуги останутся только для социально-незащищенных групп и при определенных заболеваниях. Работающие граждане смогут бесплатно получить медицинскую помощь только временно и в ограниченном объеме. Министерство финансов предлагает взимать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год, более 8 посещений терапевтов в поликлиниках в год, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста и за другие привычные для всех медицинские услуги.






Подробно о подходах к оптимизации расходования бюджетных средств при условии сохранения качества оказываемой медицинской помощи рассказала ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Любовь Мельникова.

С точки зрения Министерства финансов программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи содержит определенный изъян. Претензии ведомства связаны с тем, что в документе не очень конкретно определяются категории граждан, стоимость, объем и условия оказания медицинских услуг, которые, по мнению чиновников, для разных социальных групп населения должны оказываться на разных условиях.

Конкретизация – оптимизация – сокращение

Основной проблемой здравоохранения нынешнего периода, по словам Любови Мельниковой, является разрыв между декларированными гарантиями и их финансовым обеспечением. Конституция гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи всем, но средств на всех не хватает. И если граждане России, по данным ООН, до 30% своего бюджета тратят на поддержание своего здоровья из-за, например, неработающей у нас системы лекарственного страхования, которая существует практически во всех развитых странах, значит можно вполне официально сделать платеж условием получения медицинской помощи, уверены в ведомстве.

«Понятно, что из этой проблемы надо искать выход. И мы этот выход нашли – несколько лет назад в программе госгарантий у нас появились нормативы оказания медицинских услуг. Это уже определенный шаг вперед по конкретизации программы госгарантий. Но конкретизация программ – это несколько другой термин, чем нормирование медицинских услуг», - отметила Любовь Мельникова в своем выступлении на конференции «Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России».

Всего было определено пять критериев, по которым на первом этапе возможна конкретизация программы госгарантий: медицинские, социальные критерии, нуждаемость, стоимость услуг, объем услуг. Другими словами, бесплатно медицинскую помощь и лекарственное обеспечение предлагается предоставлять только при определенных заболеваниях и состояниях, определенным возрастным и социальным группам населения. Либо бесплатно медицинская помощь будет оказываться только временно и в ограниченном объеме, а свыше – только за деньги.

Пока возможность введения таких ограничений в правительстве только обсуждается и каждый из этих критериев потребует дополнительной оценки. Но представляется любопытным познакомиться с тем, что в скором времени может ожидать держателей полиса ОМС в российской системе здравоохранения.

Амбулаторная помощь

Министерство финансов предлагает отказаться от практики бесплатного вызова врача для определенных групп населения. То есть бесплатной останется скорая помощь, да и то только для малолетних детей, инвалидов и немобильных инвалидов. Как прокомментировала сотрудница Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ: «В некоторых странах вообще нет бесплатного вызова врач на дом».

Другой путь экономии бюджетных средств Минфин видит в ограничении количества бесплатных вызовов врача-терапевта на дом. Например, за год пациент может бесплатно получить только 8-10 визитов врача-терапевта на дом. Если больному потребуется свыше этого количества, то это будет возможным только на условиях соплатежа или полной оплаты вызова.

«Можно каким-то образом подумать о пересмотре практики бесплатного вызова врача на дом для населения, – добавила представительница Минфина. – Тут возможны варианты. Можно начать с минимального, чисто символического платежа, перейдя потом к полной оплате».

Также предлагается отказаться от практики вызова врача-специалиста на дом и замена его врачом-терапевтом. Например, прием врача-специалиста будет возможен только в ЛПУ для трудоспособного населения.

Также Минфин предлагает сэкономить бюджетные средства, ограничив количество бесплатных посещений терапевтов в поликлиниках. Так, считается достаточным в год бесплатными сделать только 8-10 посещений. Свыше этого от больного потребуется либо соплатеж, либо полная оплата услуг.

Возможность выбора квалификации врача также предлагается предоставлять за дополнительную плату. Например, обслуживание врача базовой квалификации – бесплатно, а если пациент хочет, чтобы его лечил не выпускник медицинского института, а опытный врач определенной квалификации, за это придется внести дополнительную плату.

Придется доплатить и за то, что к врачу пациент попал не в будний день. Например, бесплатным предлагается оставить лишь обслуживание в рабочие часы в порядке очереди, а обслуживание в вечернее время, выходные дни сделать за соплатеж или за дополнительную плату.

На сокращении времени ожидания получения услуги Министерство финансов также планирует заработать. Так, в порядке живой очереди предлагается принимать пациентов бесплатно, а вне очереди попасть к врачу можно будет лишь за плату.

Скорая медицинская помощь

«Первое, что можно предложить, это введение оплаты за повторный вызов по тем же причинам. Если первоначально пациент отказался от предлагаемой госпитализации, – сообщила Любовь Мельникова. – Состояние серьезное, врач предлагает, но пациент отказывается, и если через час идет повторный вызов скорой, то это прямое указание на то, что здесь возможен платеж».

Необоснованные вызовы скорой помощи также рассматриваются в качестве основания для оплаты. Например, пациент в разговоре с диспетчером ошибся в тяжести своего состояния, вызывая врачей скорой помощи. Если приехавшая бригада установит несоответствие тяжести симптомов, пациента обяжут платить за приезд «скорой».

Ведомство рекомендует кроме того ограничить количество бесплатных вызовов бригад скорой помощи в год. Предлагается до 4-х вызовов в год для трудоспособного населения оставить бесплатными, а свыше оплачивать полностью или частично за счет пациента.

Стационарная помощь

Одно из возможных, по мнению чиновников, направлений конкретизации медуслуг связано с нормированием количества повторных госпитализаций. Например, пациент сможет бесплатно госпитализироваться в плановом порядке два раза в год, и платить за госпитализацию свыше этого количества.

Время ожидания плановой госпитализации также должно, как считают, нормироваться. Если пациент настаивает на сокращении сроков, то от него потребуется доплата.

Также предлагается ввести плату за возможность выбора уровня учреждения. Если данная помощь может быть оказана в муниципальных или региональных учреждениях, то ее больной получает бесплатно, но плановая госпитализация в федеральное учреждение производится уже за свой счет.

Также за деньги предлагается предоставлять возможность выбора квалификации врача, и улучшенных условия обслуживания, таких как более комфортные палаты с меньшим количеством коек и лучшим питанием.

Стационары высокотехнологичной помощи

«Это особая статья, - признает представитель Минфина, - Но и тут возможны свои подходы. Например, можно уточнить виды ВМП – какие-то оказывать в рамках базовой программы госгарантий, а какие-то проводить за соплатежи». То есть предлагается ввести разделение ВМП по статусу, что позволит перевести некоторые виды в платные.

Перечисленными пунктами предложения по конкретизации не ограничиваются и в подготовленной финансовым ведомством программе предусмотрены и другие возможности экономии средств, выделенных на здравоохранение.

При этом в Министерстве финансов уже подсчитали, сколько сэкономит бюджет на взимании платы с населения за отдельные медуслуги.

«Когда прорабатывали эту тему, мы все направления, которые предлагаем, просчитали финансово. Для расчетов мы использовали доступные статистические формы», - сказала Мельникова.

Так, по подсчетам экономистов, отказ от практики бесплатного вызова врача для некоторых групп населения позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий.

За счет ограничения количества бесплатных посещений терапевтов в поликлиниках до 4х в год позволит сэкономить 49,72 млрд рублей в год, что составляет 3,86% стоимости базовой программы госгарантий.

Коечный фонд

Если в Центральном научно-исследовательском институте организации информатизации здравоохранения коечный фонд считают недостаточным, Минфин предлагает дальнейшее сокращение числа коек. Уменьшение количества койко-мест с 9,42 коек на 1000 населения до 4,96 коек, что соответствует уровню развитых стран, позволит добиться снижения расходов на плановую стационарную помощь в РФ на 220,46 млрд рублей, или 17,1% базовой программы госгарантий.

«Сокращение госпитализации пациентов в стационар в плановом порядке с частичным переводом  госпитализации в дневной стационар также может принести какую-то экономию, и она оценивается по тем цифрам, которые доступны в открытых публикациях, примерно в размере 32,66 млрд рублей в год или 2,59% базовой программы», - сообщила докладчица.

Вопрос о том, каким образом будет взиматься плата с населения, пока еще находится в процессе обсуждения. Возможные варианты: соплатеж, система ОМС+, ДМС.

Хотя разработка проекта оптимизации российского здравоохранения путем конкретизации госгарантий находится только на самой ранней стали, нельзя не отметить, что вопросов он вызывает больше, чем какой-либо другой проект. Начиная с обеспечения гарантии прозрачности оплаты медуслуг, исключения «шантажа» пациента со стороны медработников и платежей из кармана в карман, до экономической целесообразности введения некоторых мер, которые, например, в случае отказа от бесплатного вызова врача для некоторых групп дают экономию в размере всего 0,62% базовой программы.

Почему бесплатными должны быть только первые 4 посещения терапевта в поликлиниках? А как быть с посещением врача при острой боли? Как будет доказывать пациент, страдающий от боли, что его состояние требует неотложного внимания? Проще ведь заплатить. Или как расценивать «наказание рублем» за то, что пациент проявил бдительность и вызвал «скорую» исходя из своих непрофессиональных знаний о тяжести симптомов? Не будет ли это фактором, сдерживающим пациентов от обращения к врачу и ростом запущенных случаев?

Очевидно одно – предлагаемые Минфином меры не только нуждаются в серьезной оценке, но в любом случае будут крайне непопулярны у населения, привыкшего с давних времен к тому, что бесплатная медицинская помощь является основой социальной справедливости.

Рамиль Валеев







(6 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:boroda_v_nature
Date:Ноябрь 12, 2015 04:28 pm
(Link)
Я добрый. И приговорил бы этих кренделей к лечению в моей поликлинике.

Это не более чем очередная лажа мин финансы. Добрый царь это должен отменить:)
[User Picture]
From:mdv92
Date:Ноябрь 12, 2015 05:20 pm
(Link)
Надо душить эти идеи в зародыше!
[User Picture]
From:Денис Макарский
Date:Ноябрь 12, 2015 07:19 pm

Гарант, проснись!

(Link)
Пока прочел только начало, но и этого хватило.
////////Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений./////////////// - Путин и так сильно отошел о буквы конституции, уйдя в условности - "какая именно помощь" или "в каком объеме". Все это нужно заканчивать. Если я не смогу бесплатно и своевременно получить медицинскую помощь, значит мои права гарантированные конституцией - попраны. Значит Путин перестал выполнять свою главную задачу - быть гарантом конституции, тогда, за чем он нужен? Это не экстремизм, это гарантии конституции. В головах правителей не должно возникать подобных мыслей, а они их воплощают. Почему президент не реагирует? Его молчание - это согласие, или он об этом вроде как не знает? Тогда он некомпетентен. За то, что твориться в России, не только в АО, должен кто-то ответить. Либо это будет весь кабинет министров с Медведевым во главе, либо это будет сам президент. Выбор у него,и часики тикают. Если это читают, кто-то кто повыше рангом, чем Сан Саныч, прочтите следующее - хватит вытирать ноги об народ!
[User Picture]
From:Денис Макарский
Date:Ноябрь 13, 2015 08:56 am
(Link)
Прочитал все. Если это не утка, то все очень даже хорошо. Учитывая, что в большинстве население в России не шикует, даже толком на больничный уйти не могут, занимаются самолечением, а к врачам идут лишь когда совсем прижмет. То ввод всего описанного, т.е. то что описал, станет не вынужденной мерой из-за нарушений прав граждан по ТК и боязни потерять работу или часть и без того низкого заработка, а нормой, более того, узаконенной государством нормой, не нужно гадать к чему это приведет. К тому же, медики за такое спасибо не скажут. Зарплаты-то у больных людей и соответственно у них не увеличатся. Что в итоге? Бастующие медики, разгневанные больные и рост смертности, что лишь еще больше распалит гнев еще большего числа людей. Таким образом, пока зарплаты, пенсии и пособия не сравнятся с показателями развитых стран, к которым все так стремится минфин, все эти нововведения будут отложены в ящик, как минимум до 2020. В противном случае, верхушку власти ждет болезненный секвестр.
[User Picture]
From:Денис Макарский
Date:Ноябрь 13, 2015 06:07 pm
(Link)
/////////Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий отмену в 2016 году индексации пенсий работающим пенсионерам. В то же время страховые пенсии с 1 февраля следующего года будут проиндексированы на 4%. Ранее «Ъ» сообщал, что комитет Госдумы по труду рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект. «Принцип индексации будет работать применительно к тем пенсионерам, которые оставили работу. Это норма постоянного, а не временного действия. Изменяется основной закон о страховых пенсиях»,— заявил журналистам выступавший с докладом по законопроекту заместитель министра труда Андрей Пудов.///////////// - ОВ, какие меры против этого безобразия планируют предпринять СР? Я не сторонник крайних мер, но такую несправидливость терпеть даже я не намерен.
[User Picture]
From:Роман Колесников
Date:Ноябрь 17, 2015 10:18 am
(Link)
Путинские буржуи решили стать потомственными боярами и потихоньку отбирают завоёванные кровью предков права у прочих...

> Go to Top
LiveJournal.com