?

Log in

No account? Create an account
И вновь про бюджет - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Ноябрь 23, 2015


Previous Entry Поделиться Next Entry
04:30 pm - И вновь про бюджет
Сегодня Комитет по ЖКХ облдумы единогласно, включая всех единороссов, проголосовал против проекта бюджета на 2016 год. Астраханская область погружается в серьезный кризис, причем не только экономический, но и политический.

Считаю нужным обобщить все наиболее важные позиции, поскольку следует не только дать оценку предложениям областного правительства перестать платить зарплату, но и понять причины кризиса, а, соответственно, и механизмы выхода из него.

Как менялись бюджетные доходы?

2014, факт 2015, план 2015, факт 2016, план
Налог на прибыль 9,6 (Газпром 2,7 и Лукойл 3,4)

План 11,4
13,1 7,5 (Газпром 1,5 и Лукойл 2,3) 8,5 (Газпром 2,0 и Лукойл 3,0)
НДФЛ 7,6

План 7,5
8,3 7,8 8,1
Налог на имущество 3,7

План 5,3
4,5 3,9 4,1
Акцизы 1,4

План 1,9
1,0 1,6 1,6
Итого собственные доходы по 4 ведущим налогам 22,2

План 26,1
26,9 20,8 22,3
Всего собственные доходы 24,4

(план – 27,0)
28,6 23,0 24,5
Трансферты из федерального бюджета 7,3 6,4 6,4 4,8
Всего расходы, включая погашаемые из дефицита 37,1 39,1 38,3 29,3

Сразу поясню, что четыре указанных налога (на прибыль, подоходный, на имущество и акцизы) дают 90% собственных доходов региона. Поэтому все внимание следует обратить на них.

Из таблицы видно, что:

1. Бюджет 2014 года был провален из-за падения цен на газ и нефть. Вместо здравой оценки ситуации правительство области на фоне общероссийского спада решило увеличить объем бюджетных расходов на два миллиарда рублей, в том числе за счет роста собственных доходов на 4,2 млрд. руб.

2.    На фоне двойного падения цен на нефть, газ и общей депрессии правительство области ожидало рост доходов на 21%, в первую очередь за счет роста прибыли на 38%, а по Газпрому и Лукойлу на 49%. Вместо этого произошло указанное выше падение на 6%, а по Газпрому и Лукойлу падение составило 38%.

3.       Реальные доходы бюджета по четырем налогам в 2015 году сократились на полтора миллиарда рублей. Основное падение произошло ввиду резкого падения налога на прибыль Газпрома и Лукойла, но в целом сокращение доходов оказалось не столь существенным.

4.       В следующем году на фоне сокращения зарплат правительство ожидает роста собираемости НДФЛ на 5%. Наиболее оптимистично настроенный Минэкономразвития полагает такой сценарий заниженным и прогнозирует рост НДФЛ на 9%, в том числе по производственному сектору на 28%.

5.       Также в следующем году Правительство ожидает роста налога на прибыль с Газпрома и Лукойла на 1 млрд. руб., что возможно при росте прибыли Газпрома на 33% и Лукойла на 30%.


История с долгами

2014 год. Регион должен 18 млрд.  руб.  частным банкам. Процент по кредиту порядка 10%. Долг перед федеральным Минфином составляет всего 700 млн. руб. Он незначителен.  План по сбору собственных налогов – 27,0 млрд. руб. Ввиду начала кризиса исполнение по году составило 22,7 млрд. руб.

Октябрь 2014 года – правительство области, столкнувшись с провалом доходной части бюджета, берет у федерального Минфина еще  6,7 млрд. руб.

2015 год – в августе правительство области погашает федеральному Минфину 1,77 млрд. руб., а в сентябре-октябре еще 5,2 млрд. руб. После чего заключается новое соглашение на сумму 8,2 млрд. руб.

Долги банкам Долги Минфину РФ Всего
2014, январь 18,1 млрд. руб. 0,7 млрд. руб. 18,8 млрд. руб.
2015, январь 16,8 млрд. руб. 7,8 млрд. руб. 24,6 млрд. руб.
2015, декабрь 17,3 млрд. руб. 9,3 млрд. руб. 26,6 млрд. руб.


Что было бы, не перекредитуйся регион в федеральном Минфине?

Ставка по частным банковским кредитам оценивается Минфином в 12,9%.

Стоимость обслуживания долга в 2016 году составила бы не 2,7 млрд. руб., а 3,1 млрд. руб.

При этом можно было сжать расходы по капстроительству на 1,8 млрд. руб. и ЖКХ на 700 млн. руб., а также точечно уменьшить необоснованные виды социальных разделов (казачество, СМИ, аппарат ведомств и т.д.), и сократить общие расходы бюджета с 39 млрд. руб. до 36,5 млрд. руб.

Такое, 10%-ное сокращение бюджетов произошло в ряде территорий, включая Новосибирск (-8%), Ставрополь и Приморье  (-10%), Курск (-13%).

В дальнейшем можно было осторожно восстанавливать издержки  на Нацэкономику (капстроительство и т.д.), оптимизируя расходы на социальную сферу.


Что произошло?

Замена частных заимствований кредитами Минфина произошло на условиях, тайных для областной Думы и общественности, и предполагающих сокращение расходов бюджета на 9 млрд. руб., то есть на 25%.

В результате в проекте 2016 года:
Расходы на капстроительство сокращаются на 1,8 млрд. руб.
Расходы на ЖКХ сокращаются на 0,7 млрд. руб.
Расходы на образование сокращаются на 3,8 млрд. руб.
Расходы на соцполитику сокращаются на 1,8 млрд. руб.
Расходы на здравоохранение сокращаются на 1 млрд. руб.

Зарплата сокращается на 20% и в бюджет заложен выход к концу года на 5-месячный долг по зарплате даже в условиях ее снижения.


Проект-2016: ошибки расчетной части

Правительство области вновь внесло несбалансированный бюджет. Это особенно четко видно на примере двух источников: налога на прибыль и НДФЛ. Посмотрим:

Налог на прибыль:
Минэк, оценка объемов прибыли Минфин, оценка поступлений от налога на прибыль в бюджет
2014, всего 19,6 9,6
В том числе  Газпром и Лукойл     5,1     6,1
2015, всего 26,2 7,5
В том числе Газпром и Лукойл     12,2     3,8
2016, всего 23,7 8,5
В том числе Газпром и Лукойл     7,3     5,0

Из таблицы прекрасно видно, что Минэкономразвития на 2016 год предполагает сокращение прибыли в целом и особенно по Газпрому и Лукойлу. Прибыль остальных производителей, наоборот, по оценке Минэконома несколько вырастет.

Минфин из этого делает прямо противоположный вывод, что соберет больше денег от налогообложения прибыли Газпрома и Лукойла и меньше на 0,2 млрд. руб. от налогообложения остальных производителей.


Подоходный налог:
Минэкономразвития прогнозирует рост ФОТ на 8,7%. На базе этого прогноза Минфин предполагает рост НДФЛ на 4,9%.
При этом 42% подоходного налога приходится на работников госсектора. Проектом областного бюджета предполагается снижение зарплаты в госсекторе на 10-20% и ее задержка, в то время как проектом федерального бюджета предусмотрено замораживание уровня зарплат ФГУ и служащих силовых ведомств. Это означает уменьшение объема НДФЛ на 1 млрд. руб.
Однако, бюджетом предусмотрен рост НДФЛ на 0,3 млрд. руб. Таким образом, в  частном секторе НДФЛ должен вырасти на 1,3 млрд. руб., что возможно лишь при повышении средней зарплаты на 28%. Подобный расчет не может не представляться фантастическим.

Таким образом, проект бюджета не опирается на прогноз социально-экономического развития, который, в свою очередь, содержит глубокие внутренние противоречия (напр., содержит три разных цифры роста ВРП по итогам 2015 года и т.д.).

Какое решение возможно?

Единственным способом ухода от реальной катастрофы является исправление ранее допущенных ошибок. В первую очередь это:
- изменение условий кредитования Минфином РФ на принципах перехода к актуальному банковскому проценту;
- сокращение бюджетных расходов на 7-8% за счет отказа от расходов на ЖКХ и Нацэкономику;
- осуществление не позднее 1-го квартала по мероприятий по сокращению бюджетных издержек дополнительно на 3-5% за счет социально необоснованных затрат;
- переход на строгий учет бюджетных средств, включая обязательное восстановление бюджетной росписи.

Единственным способом, позволяющим обеспечить выход переговорного процесса на данное решение является отказ областной Думы от принятия предложенного правительством области проекта бюджета.

(Оставить комментарий)


> Go to Top
LiveJournal.com