?

Log in

No account? Create an account
Бюджет области - 2018: невероятные приключения налоговых льгот для нефтяников - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Ноябрь 13, 2017


Previous Entry Поделиться Next Entry
10:20 pm - Бюджет области - 2018: невероятные приключения налоговых льгот для нефтяников
В областную Думу внесен проект регионального бюджета на 2018 год. Мы видали разные бюджеты.

В 2014-2015 годах искусственно раздувались ожидания от налогов с «Газпрома» и «Лукойла», миллиарда так на четыре в год. Даже когда нефть упала в цене вдвое, власти рассказывали, что будут считать доходы исходя из $100 за баррель, поскольку, мол, к ним еще не поступила методика от коллег по разуму из центрального правительства. В результате доходы, понятно, упали, но расходы остались на прежнем уровне, и за короткую пару лет область просто рухнула в долговую яму (с 14 до 26 млрд. руб.).

В 2016 году было решено «принять бездефицитный бюджет». Теперь была выбрана другая крайность: заменить коммерческие кредиты на заимствования из Минфина, под условия чего ввести режим тотальной экономии на обычных людях. В итоге растоптали льготы десятков тысяч ветеранов труда, сократили на 7% фонд оплаты труда в образовании и медицине, закрыли недавно открытое кардиоотделение на Казачьем ерике, но бюджет был сведен с дефицитом почти в 3 млрд. руб., а вместо минфиновских кредитов пришлось возвращаться к коммерческим.

В 2017 году, невзирая на отсутствие таких кадров как Маркелов и Полянская, традиция рисовать в бюджете абы что осталась неизменной.


Начнем с самой интересной профессионально части: источники доходов.

ДОХОДЫ

Как обычно, сделаем таблицу, чтобы видеть ситуацию в проекции. На 2017 год можно не обращать особого внимания, это только план, и еще темное дело, как он будет исполнен.



Мы видим, что правительство ожидает резкого роста собственных доходов региона: с 21,8 млрд. в 2016 году до27,1 млрд. в 2018 году.

С чего бы это? – разберемся детально:



(1) Налог на прибыль. Мы видим, как он резко упал после 2015 года: это результат резкого падения цен на нефть. Сейчас цены на нефть несколько выросли, и можно допустить некоторый рост налога на прибыль;
(2) Подоходный налог. Правительство ожидает небольшой рост. Можно осторожно с этим согласиться, особенно учитывая рост минимальной зарплаты на 15%;
(3) Помощь из федерального бюджета. Мы видим, как она резко поднялась и возросла в полтора раза за последние два года. Ожидается сокращение такой помощи, но это процесс переговорный и переговоры идут весь финансовый год.

А вот самое интересное: правительство ожидает резкого взлета - на 3,6 млрд. руб. - налога на имущество. Учитывая недавно данную ЛУКОЙЛУ льготу по налогу на имущество такой рост выглядит удивительно.

Причин изумляться будет еще больше, если мы зайдем в табличку расчетов. Хотя Игорь Мартынов сотоварищи по просьбе коллег из правительства пару недель назад подарил ЛУКОЙЛУ миллиарды рублей в качестве налоговой льготы, бюджет рассчитан исходя из того, что никакой льготы нет!



Строго говоря, дальше можно уже ничего не читать. В школе обычно на такой фазе говорят: «Садись, два!».

Но здесь не школа. Это политика. Здесь запросто можно раскидываться миллиардами, а потом делать вид, что злые федералы отняли все деньги.

Про злых федералов есть отдельная строка. Все хорошо помнят обычный разговор на тему: «оставьте хотя бы половину налогов в регионе». Если брать всю большую страну, то дело выглядит так: доходы бюджета России 15 трлн. руб., доходы регионов 10 трлн., то есть федералы забирают 60% всех налогов, оставляя регионам 40%.

Но не так у нас, на Нижней Волге. Смотрим внесенные областным Правительством цифры:



Здесь, как видим, соотношение иное. Федералы забирают 40% налогов, в регионе остается 60%.
После этого на фоне налоговых льгот нефтяникам крики «Денги давай, денги давай!» выглядят иначе.



Но там, где корпорациям преподносят хлеб, соль и билль о налоговых преференциях, с обычных граждан дерут семь шкур.

Внимания заслуживает заметный рост налогов с населения. Так, если в 2015 году по транспортному налогу было собрано не более 300 млн. руб., то в 2016 году уже 580 млн., в 2017 году - 716 млн., а в 2018 году ожидается 765 млн. руб. То есть, в то время как налоговые поступления с «Газпрома» сократились вдвое, налог с автолюбителей вырос в 2,5 раза. Аналогично заметный рост отмечается по налогам с малого бизнеса, который ожидается в размере 875 млн. руб.

ДОЛГИ
Героические усилия областного Правительства, направленные на сокращение внутреннего долга, обеспеченные жертвами за счет ветеранов и бюджетников (только фонд оплаты труда был уменьшен на 7%, а льгот лишилось более 40.000 человек), привели к сокращению долговой нагрузки на 4% или 1,4 млрд. руб.

К 1 января 2019 года предполагается уменьшить размер долга до отметки 25,3 млрд., то есть на 4 млрд. руб. Представляется крайне неясным, как это можно сделать и какой ценой.





ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

-бюджет не сбалансирован, так как учитывает полноценный налог на нефтяников, в то время как тем подарена налоговая льгота;
- растет налогообложение населения;
-выдержать основные параметры бюджета, включая сокращение долга до 25 млрд. руб., невозможно.


И О РАСХОДАХ.
Здесь коротко, так как если по доходной части нарисовано нечто неясное, то и расходную стоит воспринимать как условность.

2017 год можно не рассматривать, так как планы были подвергнуты сильной корректировке. Но если взять 2016 год, то мы видим сокращение расходов по всем позициям: по образованию и здравоохранению (без полисов ОМС) - на 30%, по соцполитике на 32%, по культуре на 25%, по спорту на 35%, по ЖКХ на 56%.

Повторим: речь идет о снижении по сравнению с 2016 годом, который ничем хорошим не запомнился.
И еще: даже существующий объем расходов финансово не обеспечен, поскольку в доходах нарисовано несколько миллиардов рублей налогов с ЛУКОЙЛА, которые нефтяникам решено отдать.




ЧТО ДЕЛАТЬ?

Здесь есть две тактики.

Первая состоит в том, что настоятельно требовать/просить/добиваться/умолять Москву дать еще денег. В кредит, может, и дадут. Но я не очень понимаю, кто будет давать региону налоги от нефти в условиях, когда уже были переданы налоги на нефтяное имущество, и регион от них фактически отказался.

Вторая тактика предполагает реализацию тех мер, о которых с самого начала кризиса говорит СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:
- отмена налоговых льгот в отношении крупного капитала (это плюс 10 млрд. руб. в ближайшие четыре года);
- оформление через Минприроды России нефтяных платформ как искусственных островов, расположенных в Астраханской области;
- рост собираемости НДФЛ через легализацию неофициального труда, для начала, среди организаций, используемых на господрядах – строительство, охранный бизнес, поставки продуктов в школы и больницы и т.п. (всего резерв этой меры порядка 12 млрд. руб. ежегодно);
- полная финансовая отчетность всех гос- и мунициальных через интернет, вплоть до детских садиков;
- отказ от системы единственных поставщиков и т.п.

Это, конечно, большой труд. Но это единственная программа вывода богатого региона из финансовой ямы.

Впрочем, в готовность современной власти идти этой дорогой я совершенно не верю. Значит, надо решать вопрос и о власти.

ОЛЕГ ШЕИН


(1 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:valalex
Date:Ноябрь 19, 2017 05:20 pm
(Link)
И где-то потерялись налоги с 1,7 млн тонн овощей. Атчотег таки есть на эту цифру. Не так громко, но есть :)

> Go to Top
LiveJournal.com