?

Log in

No account? Create an account
Доходы астраханского бюджета необычайно выросли - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Октябрь 3, 2018


Previous Entry Поделиться Next Entry
11:48 am - Доходы астраханского бюджета необычайно выросли
Бюджетная ситуация текущего года, очевидно, беспрецедентно хороша.
В следующем году она несколько ухудшится, но останется стабильной.




Бюджет – это в первую очередь его доходная часть.
Основу областного бюджета составляют четыре вида налогов:
- на прибыль;
- подоходный;
- акцизы;
- имущественный.

Два вида налогов достаточно статичны.

Начнем с подоходного налога. Зарплаты растут крайне медленно, скорее просто индексируясь на инфляцию, в среднем на 3-4% в год. Минимум 250 тысяч человек в области работают не официально (данные фонда ОМС), да и среди официально занятых процветают серые зарплаты. Поэтому объем средств, недополучаемых по НДФЛ только региональным бюджетом составляет не менее восьми миллиардов рублей. Очевидно, что легализация рынка труда не может быть достигнута быстро, но здесь мы имеем дело с большим скрытым резервом бюджетных доходов (не говоря уже о защите самих работников, так как официально занятого уволить и обмануть по зарплате гораздо сложнее).

Акцизы
– они мало меняются, и даже если налоговый маневр на них отразиться негативно, то речь идет о незначительных колебаниях.

Налог на имущество
– здесь мы имеем качественный хороший рост на миллиард, достигнутый благодаря передаче региону налога на нефтяные платформы Лукойла (автор непосредственно участвовал в этих переговорах). Если бы компании не были даны льготы, поступления были бы втрое больше. Но льгота компании будет уменьшаться, что увеличивает поступления в бюджет на примерно +800 млн. руб. в год.

Налог на прибыль. Он очень тесно связан со стоимостью углеводородного сырья. Стоимость составляла $43 в 2016 году, $54 в 2017 году и $73 по итогам девяти месяцев текущего года. Соответственно вдвое по прошлому году вырос и налог на прибыль. Хотя областное правительство ожидает некоторого его сокращения в текущем году, данные ожидания надо признать избыточными. Скорее, следует предполагать увеличения, чем падения. Поэтому реальные собственные доходы областного бюджета будут на два-три миллиарда рублей больше, а общие доходы бюджета выйдут за отметку 43 млрд. руб.

Рост доходов от продажи углеводородного сырья позволил получить премию из федерального бюджета. Институт премирования новый и не все регионы могут им пользоваться, но он дал нам +2.6 млрд. руб. Примерно половина премии ушла на погашение ранее взятых долгов. Кроме премий, регион получил помощь в виде дотаций, в частности, +1.7 млрд. на зарплату бюджетникам.
Указанные причины помогли региону ослабить долговый пресс.

Объем долга за год сократится на 3 млрд. руб., а по сравнению с достигнутым летом прошлого года пиком задолженности – и на все 5 млрд. руб.



Теперь о перспективах.

Премии в следующем году мы не увидим, по крайней мере, в сравнимом объеме. Цены на нефть поднялись до новых спекулятивных высот и надо ожидать их стабилизации, если даже не отскока вниз вместе с налогом на прибыль.

Но в остальной части бюджет стабилизирован. Долговую нагрузку можно держать в диапазоне 23-24 млрд. руб., направив на ее погашение примерно два миллиарда, включая погашение процентов по кредитам. То есть никаких ударных темпов сокращения долгов выдерживать уже не надо.

Часть доходов, получаемых от нефтянки и обычной индексации поступлений, можно направить на социальные затраты, начиная мягкий разворот к возврату уничтоженных в 2016 году выплат.

Кроме того, нужно резервировать средства на проектно-сметную документацию по федеральным программам, поскольку сейчас работают льготные условия, по которым соотношение между федеральными и местными расходами может устанавливаться в соотношении 97:3.

Стабилизация бюджета 2019 года может стать основой для качественного финансирования социальных (возвращение льгот) и инфраструктурных (водоснабжение и пр.) мероприятий в 2020 году.

Применительно к экономике мы не должны испытывать иллюзий, что астраханские газ и нефть будут бесконечно востребованы на европейском или азиатском рынках. С 2005 года доля газа в энергобалансе Евросоюза сократилась на треть (с 22% до 15%), а электромобили лет через 10-15 поставят крест на бензиновых двигателях. Сегодня мы просто пользуемся коньюктурой и откровенной спекуляцией, когда при себестоимости добычи барреля каспийской нефти в $5 она продается на мировом рынке за $70.

Нам нужны долгосрочные стратегии экономической специализации, что является темой отдельного большого разговора. Применительно к бюджету мы должны ставить задачей легализацию занятости как абсолютный приоритет, в том числе и потому, что достижение этой цели сделает работников менее зависимыми от работодателей и будет способствовать в целом росту зарплаты.




(2 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:kainpiller
Date:Октябрь 4, 2018 01:33 pm
(Link)
По таблице видно, что в 2018 выросли лишь поступления из федерального бюджета (+6), а всё остальное в целом упало (-1).

Задачу легализовать занятость полностью поддерживаю. Скажите, пожалуйста, в Астраханской области ситуация особо запущена или примерно такая же, как в других регионах?

Насчёт электромобилей, мне кажется, потребуется гораздо бОльший срок, чем 10-15 лет. И то при условии, что будут преодолены некоторые принципиальные сложности.
Вообще, такие глобальные прогнозы вещь очень спорная. Вероятнее всего, без нефти и газа Астраханской области сможет жить только за счёт федеральных программ. Так что большой разговор придётся вести с Москвой.

Edited at 2018-10-04 13:37 (UTC)
[User Picture]
From:oleg_shein
Date:Октябрь 5, 2018 06:31 am
(Link)
Добрый день! Вырос вдвое объем налога на прибыль и налог на имущество. Сравнивать надо с 2016 годом. Надо отметить, что ожидания текущего года занижены по сравнению с реальностью. Налог на прибыль не упадет, а как минимум останется на прошлогоднем уровне.

> Go to Top
LiveJournal.com