?

Log in

No account? Create an account
Время действовать - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Декабрь 27, 2018


Previous Entry Поделиться Next Entry
10:11 am - Время действовать
В среду 26 декабря врио губернатора Сергей Морозов произнес доклад на тему социально-экономического развития региона. Интересная речь, хорошо структурированная, и выстроенная по классическим параметрам романов Томаса Росса.


Есть ряд хороших акцентов, но сосредоточиться хотелось бы на том, чего в речи не хватило. Ведь среди прочего в выступлении прозвучал призыв работать совместно, объединить усилия и сообща вырабатывать стратегию развития.


Такое предложение мы всецело приветствуем. Я и мои товарищи никогда не уклонялись от практической работы. Но такое предложение, если оно не является простой фигурой речи, требует отказа от монополии Единой России и конкретного воплощения в виде коалиционного правительства области. Практика подобная есть. В Смоленске, например, все парламентские партии представлены в местной администрации, что позволяет учесть всю палитру взглядов при выработке управленческих решений. Лично я, например, готов возглавить кабинет. И вовсе не потому, что нам нужна власть ради власти, а потому что существующая модель управления областью зашла в тупик и ее надо менять.


Участвовавшие в разработке речи райтеры из областного правительства провели в ней красной нитью только одну мысль: вот придет много денег и мы будем строить на эти деньги объекты.


За порогом такой доктрины остается вся реальная жизнь астраханцев, а функция руководства сводится к полномочиям оператора бюджетных расходов.


Но начнем с того, что много денег в регионе уже было. Их было много под юбилей-2008 и только переустройство пл. Ленина вышло за миллиард рублей. Их было много под саммит глав прикаспийских государств. Их было много от нефтегазовых доходов. Их было много по федеральным программам – в этом году, например, на строительство дорог.


А теперь Счетная палата сообщает, что только по дорогам сметы были завышены на 160 млн. руб., сроки сорваны, работы сделаны некачественно, а конкурсы проводились под конкретные фирмы. Ранее такие же сводки были по реализации программы Чистая вода, по Володарскому молзаводу, по Театру оперы и балета и десяткам других историй. Вопрос же не в том, чтобы кого-то в очередной раз посадить (сажают уже лет десять), а в том, чтобы так изменить правила, чтобы впредь злоупотребления были невозможны.


Это же стратегический вопрос. Это вопрос о том, чтобы за те же средства делать больше и качественнее, развивать реальную конкуренцию, демонополизировать рынок.


Но он не обсуждается, поскольку сама постановка этого вопроса противоречит личным интересам той части правительства, что совмещает управление регионом с управлением собственным бизнесом. И поэтому рассчитывать на изменения правил конкурсов изнутри современного правительства бессмысленно.


Но правильно ли обозначить изменения правил проведения конкурсов и торгов как одну из стратегических целей? – Лично я убежден, что правильно.

Иначе любые средства, вкаченные из бюджета в очередные стройки, обернутся в результате обогащением конкретных фирм.

Дальше.


Взять, к примеру, Особую экономическую зону «Лотос». Вообще, внутренние оффшоры – зло для страны. Но для конкретного региона они могут быть и благом, поскольку притягивают в него инвестиции. Поэтому мы, Справедливая Россия, в 2014 году поддержали идею создания ОЭЗ «Лотос». Что на выходе? – в 2015-2017 годах из бюджета области вложено в ОЭЗ 350 млн. руб., назад в виде налогов в астраханский бюджет вернулось в десять раз меньше. Создание одного рабочего места обошлось в три миллиона рублей. Счетная палата Российской Федерации признала работу ОЭЗ «Лотос» неэффективной - http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29969.


Примечательно, кстати, что никакой внятной отчетности на самом сайте ОЭЗ «Лотос» нет. Сколько поступило средств из бюджетов разных уровней, сколько уплачено и куда налогов с резидентов, какова средняя зарплата по предприятиям – никакой публичной информации. А зарплата назначенных государством менеджеров отнесена к тайне.


Может быть, из этого надо извлечь какие-то выводы? Дать оценки как перестроить работу, чтобы она была более эффективной? Сделать это публично с привлечением неаффилированного бизнеса и специалистов? Ведь иначе история с созданием ОЭЗ «Оля» обернется просто перекачиванием денег из бюджета в конкретный бизнес.

Яркий пример распространенности подобной практики – тайное концессионное соглашение правительства области (времен Жилкина-Маркелова) с Ростелекомом, по которому регион должен будет выплатить этой фирме 8.5 млрд. рублей за установку систем видеонаблюдения на дорогах и выставление штрафов автолюбителям. Реализация этого «инвестиционного проекта» уже подорвала фермерское дело и строительные перевозки в области. Насколько мне известно, пересматривать его не планируется и 90% штрафов с автолюбителей будут год за годом уходить вместо бюджета в акционерное обществом.


В этом смысле тезис о льготном кредитовании промышленности под 5% годовых требует более глубокой дискуссии. Подобных банковских ставок не бывает и такое кредитование на деле будет означать просто передачу денег областного бюджета в частные компании. И понятно, что не во все, а в отобранные правительством области по тем же принципам, по которым находящийся сейчас по служебным делам в Москве В.И.Корнильев отбирал подрядчиков под строительство дорог.


Между тем есть направление, требующее максимального внимания – занятость. В следующем году никто из астраханцев на пенсию не выйдет, поскольку вступит в силу закон Единой России о повышении пенсионного возраста. При этом число молодежи на рынке труда тоже возрастет. По факту, на рынке дополнительно окажется порядка 14.000 человек (https://oleg-shein.livejournal.com/1147670.html). И это есть потенциальная безработица. Именно это является реальным вызовом. Нужен пересмотр программ переобучения кадров и поддержка малого бизнеса (с обязательным условием официальной занятости), поскольку именно малый бизнес генерирует рабочие места и не по три миллиона рублей за каждое. Именно сюда полагаю правильным вкладывать средства, при этом с проведением предварительных исследований о перспективных потребностях рынка.


Другая история – черная и серая занятость. В ее зоне находится 300.000 астраханцев и она крайне невыгодна рабочему классу, поскольку резко упрощает процедуру увольнений и создает все условия для обмана по зарплате. Она же лишает людей и права на пенсию по достижении стандартного возраста. Уже сейчас в выплате пенсий отказано 553 астраханцам, которым не хватило официального стажа и баллов. Ежегодные потери бюджета области по подоходному налогу превышают 9 млрд. руб., а фонда медстрахования – 12 млрд. руб. Разбираться в первую очередь надо с бизнесом и вовсе не малым. Так, из восьми крупнейших строительных компаний Астрахани работают «в черную» пять: https://oleg-shein.livejournal.com/1149766.html. Нужны практические мероприятия, которые опять же не проводятся ввиду сращивания между властью и конкретным бизнесом. И речь не идет о посадках и преследовании, а просто о том, чтобы местные миллионеры платили налоги, как их платит рабочий класс.


В целом, на мой взгляд, ключевая задача власти сегодня – преодоление бедности населения. Эта цель, кстати, оживит и рынок, потому что малый бизнес работает не с подрядами на строительство крупных объектов, а с торговлей, сферой услуг, ремонтными заказами, где важна роль конкретного покупателя.

Мероприятия подобного рода недорогие, но имеют синергетический эффект. К примеру, восстановление всех отнятых льгот у ветеранов по стажу обойдется области всего в 350 млн. руб., льгот участникам боевых действий на Кавказе в 65 млн., бесплатные завтраки для школьников из необеспеченных семей – 100 млн., программы материальной помощи малоимущим в 50 млн. руб. На фоне налоговых льгот в 3.5 млрд. руб., которые в следующем году получит из областного бюджета корпорация «Лукойл» эти выплаты не являются сколь-либо заметными, но они будут означать практическую реализацию основного тезиса в послании президента о преодолении бедности.


Нужен содержательный, серьезный разговор о перестройке управления регионом, который не может быть подменен перечислением строек в рамках распределения 43-миллиардного бюджета области.


Справедливая Россия готова к такому разговору в рамках партнерских отношений и готова к практической реализации давно назревших мероприятий.

(Оставить комментарий)


> Go to Top
LiveJournal.com