oleg_shein (oleg_shein) wrote,
oleg_shein
oleg_shein

Categories:

Стратегия-2035: в ней не достает Человека

В декабре прошлого года Дума Астраханской области без обсуждения приняла Стратегию социально-экономического развития области до 2035 года.
Население этого документа не заметило вовсе. Местное чиновничество отнеслось к нему как к московской причуде. Правительство области документом явно гордится и подчеркивает, что вот теперь-то есть куда двигаться.

Поскольку институты реального обсуждения разрушены и свелись к системе «пишите письма – мы ответим», общественной дискуссии не было и быть не могло. Это не означает, что мы не вправе сделать некоторые оценки сейчас.

Стратегия 2020.
Все уж и забыли давно, а оказывается, десять лет назад тоже была принята Стратегия с контрольным сроком, завершившимся в ушедшем году. Какие итоги?

Региональная экономика приобрела завершенный сырьевой характер. Доля добывающих отраслей (газ и нефть) в промышленном производстве выросла с 30% до 75%. При этом индекс производства в несырьевом секторе сократился на 7%. По стране он вырос примерно на треть, а по Астраханской области, повторим, снизился.

Некоторый рост дали пищевая промышленность, энергетика (особенно возобновляемые источники энергии - ВИЭ) и, как ни странно, судостроение, но в целом произошло снижение. Объем строительных работ к 2019 году по сравнению с 2010 годом сократился на 37%.

Это снижение сопровождалось и падением доходов населения. С 2016 года доходы астраханцев сократились на 23% и вернулись на уровень 2010 года. Учитывая, что снижения пенсий не произошло, это сокращение приходится на астраханцев более молодых возрастов, то есть на работников. Отсюда снижение реальной зарплаты можно считать равным как минимум трети.

Вслед за работниками сел на мель и малый бизнес. Число ИП сократилось за последние 4 года на четверть и вернулось на уровень 2011 года. Это вполне естественно, так как упали доходы не предпринимателей, а малый бизнес без потребительского спроса существовать не может. В результате доходы от предпринимательства в общем объеме доходов населения сократились с 12% до 6%, то есть вдвое.

Бедность отразилась на рождаемости. Коэффициент фертильности сократился со 197 детей на 200 взрослых (2017) до 167 детей на 200 взрослых (2019) и продолжает падение. Область начинает буквально вымирать: смертность превысила рождаемость. Ежегодный миграционный отток достиг почти 8000 человек, преимущественно грамотной молодежи. Уезжают и гастрарбайтеры: отрицательное сальдо международной миграции составило планку в 4000 человек.

Угрозы-2035.
Вообще, стратегия обычно отталкивается от вызовов. Оцениваются тенденции, определяется характер и уровень угроз, и отсюда уже вырабатываются меры. Но это не тот случай. Никаких прогнозных сценариев в тексте не содержится. Сделаем это за авторов:

(1) Сокращение нефтегазового спроса. В энергобалансе Евросоюза доля нефти и газа сократилась в 2015-2018 годах с 29% до 13%. Доля возобновляемых источников энергии выросла с 15% до 34%. Через полтора десятилетия нефть и газ перейдут из драйвера в категорию обычного топлива типа каменного угля. Между тем они формируют 75% объема астраханской промышленности и основу налоговой базы;

(2) Неофициальная занятость. Эти люди будут выходить на пенсию не в 60/65 лет, а на пять лет позже. Их доля будет возрастать. А денег у них не будет. Это означает помимо прочего и жалкое существование малого бизнеса ввиду отсутствия клиентов. Цифры по неофициально занятым такие:
Тысяч человек Прогноз социально-экономического развития, Минэкономразвития области (консервативный)



Речь не о малом бизнесе, в нем официально трудится 23.000 человек, то есть не очень большая доля. Речь о том, что по факту примерно двести тысяч астраханцев вынуждены трудиться без контрактов. Их обманывают по зарплате. Они работают часто сверхурочно. С созданной ими прибавочной стоимости нет отчислений ни в фонд ОМС, ни в местные бюджеты. Фонд ОМС ежегодно теряет около 4 млрд. ₽, консолидированный бюджет по НДФЛ – 10 млрд.₽., причем эти цифры следует считать заниженными.

(3) Демографическая яма. Она описана выше, но по оценкам Росстата (доклад «Предположительная численность населения до 2035 года») число астраханцев сократился с нынешних 1,02 млн. до 0,94 млн. человек. Причем речь идет о средневзвешенном сценарии. Однако, падение рождаемости в России бьет антирекорды и отличается параметрами худшими, чем негативный сценарий Росстата. В негативном же, который и наиболее вероятен сегодня, число астраханцев сократится до 0,9 млн. человек.

Стратегия-2035.
Обратимся к базовому сценарию: «принципиально изменения социально-экономической модели Астраханской области не произойдет, как и существенных структурных сдвигов. Основу специализации составят отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой». Это тупик по описанным выше причинам.

Благоприятный сценарий: то же самое, но с развитием нефтехимии, судостроения, пищевой промышленности и ВИЭ. Дополнительными драйверами рассматриваются транспортные коридоры. На самом деле это и есть сценарий, реализуемый не без сбоев последние 10 лет. И томатную пасту мы производим, и доля ВИЭ в энергобалансе достигла достойных 10%, и завод Красные Баррикады вновь заработал.

Далее идет перечень мероприятий, фактически просто свод докладных из министерств. Часть из них сделаны очень качественно (сельское хозяйство, энергетика, образование), но именно часть.

Очень интересно прочитать тезисы в контексте: «проблема – предложения». Например, одной из социальных проблем указывается низкий уровень доходов пожилых людей. Буквально через три абзаца следует предложение: «усилить адресность льгот», то есть часть пожилых людей признать слишком богатыми и перестать давать им деньги.

Некоторые мероприятия не соответствуют масштабу задач. Например, к 2024 году предполагается переобучить 2084 работника из числа лиц старше 50 лет. Между тем к этому времени на пенсию не смогут выйти 37.000 человек, из которых переобучить планируется, повторим, всего пару тысяч ПЯТАЯ КОЛОННА: К ЧЕМУ ПРИВЕДУТ РЕШЕНИЯ АСТРАХАНСКИХ ЕДИНОРОССОВ - Олег Шеин — ЖЖ (livejournal.com). Возникает и другой вопрос: а на кого надо учить этих людей, кто определяет перечень специальностей?

Неплохо написан раздел Здравоохранение. В нем признается дефицит кадров и высокая степень совместительства (на скорой помощи 10 сотрудников выполняют работу 16-ти). Но если мы попробуем найти по тексту способы решения этой проблемы, то не увидим их.

В раздел Спорта вошла цифра в 42% населения, регулярно занимающихся спортом, что вызвало справедливые вопросы губернатора, правда, уже после принятия Стратегии, где эта цифра указана в первом же абзаце.

В разделе Водоснабжения ставится задача к 2025 году улучшить качество питьевого водоснабжения для 78.000 человек, а в расшифровке мероприятий приводится пять населенных пунктов с общим числом жителей в 35.000 человек. Правда, сказано, что к МУП Водоканал намечено подключить ближайшие села, но состояние предприятие явно исключает такой сценарий.

В разделе про Экологию не нашли отражение риски падения уровня Каспийского моря (между прочим у нас есть целый Научный институт, который явно не был привлечен к написанию документа). А это концептуальная тема. Вместо разваловки подходов к ЗПИ опять предлагается строить ГТС и углублять т.н. рыбоходные каналы, то есть дискуссия последних лет, где с Андросовым и Цымлянским все публично согласились, отражена с точностью до наоборот.

Отдельные разделы дисгармонируют друг с другом. Так, число работников МСП указывается то в 23 тысячи, то в 98 тысяч человек. В разделе Туризм число зданий-памятников архитектуры подчеркивается как несомненное достоинство региона, а в разделе Строительство с сожалением говорится, что их слишком много.

Зато интересно расписаны разделы «Пространственное развитие региона» и «Потребность в кадрах в ближайшие пять лет». Это как раз то самое планирование, которого нам так остро не хватает для развития.

Чего не хватает в Стратегии?

Человека. Инвестиции, капвложения, стройки очень часто не имеют никакого отношения к уровню жизни людей, а зачастую достигаются за счет снижения уровня и качества жизни.

За последние 10 лет прибыль компаний, работающих в Астраханской области, выросла с 6 до 155 млрд. руб. ВВП увеличился с 144 до 578 млрд. руб. Товарооборот – со 100 до 180 млрд. руб. А реальные доходы населения при таком процветании снизились на 4.5%.

По плановым параметрам Стратегия в целом исходит из того, что доходы обычного человека и дальше будут отставать от темпов роста экономики. Лишь к 2030 году намечено вернуть уровень доходов 2015 года, а в целом в 2020-2035 годах целью ставится увеличение реальной зарплаты на 50%. Зато ВВП вырастет на 84%, объем продукции сельского хозяйства более чем вдвое.

Консолидированный бюджет будет топтаться на месте до конца десятилетия и с нынешних 59 млрд. доползет до 79 млрд. руб. к 2035 году. Число рабочих мест в ООЗ Лотос за 15 лет возрастет с 300 до 600, что практически не отразится на занятости в регионе и подоходном налоге и очевидно ставит вопрос об отсутствии адекватной отдачи и в экономику, и в рабочие места по сравнению с осуществленными вложениями.

Драйверы
Основным драйвером является легализация занятости в негосударственном секторе и создание рабочих мест в медицине и образовании, где их явный дефицит. От легализации занятости появятся и уверенность у рабочего класса, и налоги, и отчисления в фонд ОМС, и право на пенсии, отсюда уменьшится и трудовая эмиграция.

Начать надо с фирм, выполняющих госзадания, введя штрафные санкции в контракты за использование черных зарплатных схем. Нужно ввести и премии муниципальным образованиям в размере 100% от всего легализуемого подоходного налога сроком на пять лет (сегодня в сельсоветах остается лишь 2% от собранного подоходного налога).

Требуется создание рабочих мест в медицине и образовании. Здесь надо уходить от стимулирующих выплат с сверхпереработкой к высоким окладам. Это фундамент качественных услуг населению. Стройки – после этого (если, конечно, речь не идет о федеральных деньгах, где от нас требуется символическое участие). Деньги в бюджете можно найти, оптимизировав госзакупки и введя KPI министерствам о снижении доли т.н. единственных поставщиков.

Вместе с мероприятиями по занятости изменение схем госзакупок даст импульс к возрождению малого бизнеса. При этом можно идти на широкие налоговые вычеты (погоды в бюджете он не делает) реально малому бизнесу в обмен на легализацию рабочих мест, ремонт зданий-памятников, реализацию проектов в IT секторе, туризме и том, что считается в Стратегии направлениями роста. Это обойдется дешевле, чем ОЭЗ Лотос, а практической пользы принесет больше.

Если говорить о производстве, то нужна вторичная переработка и здесь нам не уйти от нефтехимии. Пройдет не так много времени и экспортная выручка от продажи за границу углеводородного сырья сильно отразится на Газпроме, а позже и на Лукойле. Пример с ВИЭ и выходом региона на энергетическую независимость показывает, что прогресс может быть достигнут в короткие сроки. Разумеется, экологическая безопасность является неизменным условием, но платформы на Каспии показали, что это возможно.

Нужны очень детализованные логистические решения в части развития транспортного узла, потому что хаб – это не только причальная стенка и дорога к ней с мостовыми переходами.

Собственно, наша специализация – судостроение, овощепереработка, сельское хозяйство, солнечная энергетика -в Стратегии свое отражение нашли и я упоминаю их лишь постольку поскольку они требуют несомненного упоминания.

Как ни тривиально прозвучит, но я считаю туризм перспективным направлением, сегодня крайне слабо раскрытым, несмотря на преодоление ряда ранее имевшихся проблем (15 лет назад в городе фактически не было гостиниц). И здесь бы нам, конечно, пригодился Саммит или Юбилей-2033 (700 лет упоминания Хадж-Тархана). Нам нужны и фасады, и ливневки, и дороги. И четкие правила застройки исторического центра только в историческом стиле.

И отдельная история – демографии. Вымирающая и стареющая область лишена развития Здесь придется тратить много денег. Опыт Сахалина показал, что системная программа (которой у нас сегодня нет) и хорошие финансовые вливания позволяют вернуть коэффициент рождаемости на уровень простого воспроизводства. Это то, что нам надо.
Tags: Олег Шеин, Справедливая Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments