?

Log in

No account? Create an account
Откуда взять деньги в бюджет (тезисы не о коррупции) - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Июнь 26, 2014


Previous Entry Поделиться Next Entry
01:04 pm - Откуда взять деньги в бюджет (тезисы не о коррупции)
Я всегда был противником «политтехнологий». Выборы – это не манипуляция, а возможность обсудить реальные программы и выбрать пути решения общественных проблем.


Поэтому, говоря про выборы губернатора области, мы должны не скатываться в карикатуру, а провести реальный диалог.
Обычно оппозиция критикует власть за слабое финансирование социальных задач, а власть отвечает, что денег нет, и предлагает оппозиции их найти. В конечном счете обсуждение сводится к теме коррупции.


Разумеется, коррупция зло, бич и тормоз общественного развития. Но было бы несерьезно говорить только о ней.

Основу областного бюджета дает 4 вида доходов: налог на прибыль (Лукойл+Газпром), налог на доходы граждан, налог на имущество (преимущественно крупные компании), акцизы (бензин, водка, пиво и т.п.).
Давайте посмотрим вместе, что получается:
Источники доходов (млрд. руб.) 2012 2013 2014
Налог на прибыль 7,0 9,6 11,4
Подоходный налог 5,6 6,6 7,6
Налог на имущество 3,9 4,5 5,3
Акцизы 1,9 1,8 1,9

Остальные доходы можно в расчет не брать – они небольшие. Это штрафы с автонарушителей, налог с мелких предпринимателей и т.д.


Объем помощи из федерального бюджета падает. Если в 2011 году было 9,6 млрд. руб., то в этом году даже по официальным данным ожидается не более 5,6 млрд. руб. Реально окажется меньше, так как федеральный бюджет перераспределяется на обустройство Крыма. Значит, надо выкручиваться собственными силами.

Мы видим, что доходы растут и бюджет увеличивается. В целом рост в 2012-2014 годах составляет 28%. Это на самом деле не так много, если вспомнить об инфляции. Но все же это рост.

Вопросов два:
- ощущают ли астраханцы на себе процветание?
- может ли рост доходов быть быстрее?

Ответ на первый вопрос будет кратким: нет, не ощущают. Об этом говорит и официальное 71-е место в рейтинге социального самочувствия регионов (http://civilfund.ru/mat/63), и массовая трудовая эмиграция за пределы региона  - почти 30 тысяч человек ежегодно (http://www.ufms-astrakhan.ru/docs/d_n/drond121.pdf). Астраханская область стала единственной в стране, откуда уезжают даже иностранные работники (http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/barom04.php).

Почему так происходит?

Официально уровень безработицы не превышает 1-2% населения. Но столь низкий уровень не должен нас обманывать. Просто из-за пособия в тысячу рублей в месяц астраханцы предпочитают не ездить на биржу труда.
Пойдем от обратного и посмотрим, сколько людей в регионе официально имеют работу:

Смотрим данные по официально занятым:
Ахтубинский район – 11594
Володарский район – 4461
Енотаевский район – 2620
Икрянинский район – 6884
Камызякский район – 5640
Красноярский район – 10315
Лиманский район – 3883
Наримановский район – 6877
Приволжский район – 4205
Харабалинский район – 3914
Черноярский район – 2097
Город Астрахань – 142.100.

Всего официально имеют работу чуть более двухсот тысяч человек. Это означает, что 350-400 тысяч астраханцев трудятся неофициально. Пенсии они не получат – раз. Бюджет региона недополучает ежегодно порядка 15 миллиардов рублей – два. Наиболее  активные люди стремятся уехать из области – три.

Это – главная проблема Астраханской области, из которой вытекают и все остальные. Она усугубляется –  еще два года назад официально имели работу 250 тысяч человек. Решить ее можно.

Источник проблемы – бесправие астраханцев. Значит, нужно устранять бесправие.

Руководство региона об этом не думает и не делает ровным счетом ничего для исправления ситуации. Наоборот, в госучреждениях право распределять зарплату дано начальству, что ставит людей в рабскую зависимость. Суды штампуют решения в пользу работодателей. Власти делают все, чтобы люди были бессловесны и зависимы.
Мы должны изменить это.

В бюджетных учреждениях должны быть введены четкие правила распределения зарплаты. Зарплата не будет зависеть от прихоти начальства. Премия – это кнут. Зарплата будет зависеть только от выполнения работником обязанностей. Доля твердого тарифа/оклада будет повышена с 50% до 80%.

Руководство области  обязано оказать самую деятельную помощь в создании настоящих, боевых профсоюзов.
Судьи, творящие беззаконие, должны лишиться своих теплых мест. И не надо рассказывать, что суды неподконтрольны губернатору. При рассмотрении дел о фальсификациях на выборах выясняется, что очень даже подконтрольны и готовы принять любое решение. Значит, с них можно потребовать работать по закону.

Иначе должна заработать Инспекция по труду. Каждый случай нарушения прав работников должен быть расследован.

Мы должны переломить ситуацию в области труда, и именно это должно стать основой для развития региона.

А средства бюджета, конечно, надо направлять не на стройки века подобные Музыкальному театру, а на замену лифтов в многоэтажках, водоснабжение сел и газификацию. Именно такой подход позволит создать комфортную среду жизни для людей, и, кстати, создать новые рабочие места.

(19 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:kainpiller
Date:Июнь 26, 2014 09:30 am
(Link)
Спасибо за интересный пост! Вот это разговор, который мне интересен.

Несколько замечаний:
1) При подсчёте официальной занятости Вы не учли индивидуальных предпринимателей, коих в АО около 30 тыс.
2) Проблема продемонстрирована убедительно. Но каково решение я не очень понял. Как Вы убедите предпринимателей спустить черный флаг, если им так удобно работать и не платить налоги?
3) Далее, Вы пишите "Зарплата не будет зависеть от прихоти начальства. Зарплата будет зависеть только от выполнения работником обязанностей." А кто оценивает выполнение работником его обязанностей? Начальство. Замкнутый круг. Мне кажется, никакими формальными решениями ситуацию в бюджетных организациях не исправить. Нужно ставить других людей, которые практикуют другой стиль управления. По крупицам собирать эти "золотые" кадры, давать им хорошую зарплату и перспективы. Работники тоже должны получать нормальную зарплату и трудиться по нормальному графику, а не как получится. Вот тогда будет эффективность. Но и Вас тогда обвинят в том, что ваша администрация жирует, а у МарьИваннны ремонт в доме не сделан и газ не проведен и пенсия в 8 тыс рублей.

Edited at 2014-06-26 09:37 (UTC)
[User Picture]
From:borodyan
Date:Июнь 26, 2014 10:03 am
(Link)
1. Для цифры в 10 раз большей не так уж критично. Допускаю, что большая часть работает на выезде и тоже вчёрную.
2. Предложений много существует - от снижения ставок до жёстких проверок налоговиками, которые сейчас часто смотрят сквозь пальцы.
3. В советское время существовал квалификационный справочник и действовали нормативы. Простой пример - уборщица моет полы общей площадью до 500 кв.метров, есть зависимость от конфигурации помещений. В современной России уже накоплен достаточный опыт функционирования бюджетных структур, чтобы его можно было систематизировать и применить. Отдельный вопрос - постоянное "перетрахивание". Но именно результат систематизации и позволит прекратить эту порочную практику с огромными дополнительными расходами. Соответственно, если человек успевает сделать что-то сверх норматива - люди разные - получает премию. Но 80% - это хороший показатель загрузки человека в любом процессе. А то, что сейчас, - это значит, что человека могут загрузить работой только на 50%. А за 50% простоя всё равно платят налогоплательщики.
Далее, чтобы администрация не жировала должны быть установлены конкретные цели, согласованные с общественностью, экспертами. И если выполнение страдает, пускать зарплаты чиновников на закрытие этих дыр.
Ну и не забыть, что любой процесс должен быть сначала обязательно проэкспериментирован, пусть в дальней деревне, малом городе, но проверен, а уже потом внедрять. Это не так сложно. А для организации такого внедрения - "бюро рационализации", пожалуйста. Вот там нужно несколько грамотных людей, кто сможет это организовать.
[User Picture]
From:vvoroh
Date:Июнь 26, 2014 11:02 am
(Link)
Вот, прочитают Вашу программу муниципальные депутаты, обрадуются и сразу побегут к нотариусу свои подписи за Вас ставить...

Edited at 2014-06-26 11:03 (UTC)
[User Picture]
From:borodyan
Date:Июнь 26, 2014 03:02 pm
(Link)
Да дело не в депутатах и не во мне. А в ничего не понимающем быдлекторате. Вот почему сломался СССР? Потому что хотел сделать из таких настоящих Людей. Даже со всеми перегибами к тем, кто был против. А почему временно победил загнивающий капитализм? Потому что таких там просто _назвали_ людьми, что гораздо дешевле и проще. А теперь стригут и доят их.
Такие дела.
[User Picture]
From:kainpiller
Date:Июнь 26, 2014 07:59 pm
(Link)
1) Согласен, но всё же.
2) Мы ведь обсуждаем тезисы конкретного кандидата на пост губернатора. Тут нужна конкретика. К примеру, налоговики губернатору напрямую не подчиняются. Со ставками губернатор тоже мало что может.
3) Нормативами достаточно легко определить количество, но почти невозможно качество работы. Помыла уборщица 500 кв. м. пола - а как помыла разве не важно? С работниками администрации ещё сложнее - имеет ли смысл измерять количество собранных таблиц, принятых отчётов, написанных писем и отвеченых телефонных звонков? Куча времени и сил будет уходить на подготовку и обработку ежедневных актов о проделанной работе за день. Причём опять же это будет лишь количество, ничего не говорящее о качестве.
Я думаю, видеть и оценивать работу должен начальник, это правильно, так всё работает. Просто начальник нужен с правильными убеждениями и отношением к подчиненным и к работе.

Идея согласовывать с общественностью цели и ставить зарплату чиновников в зависимость от успехов администрации в принципе правильна. Главное без экстремизма. Общественники могут обращать внимание на проблемы и потребности разных групп населения, но не думаю, что они могут ставить какие-то цели перед администрацией. Для этого мы выбираем губернатора общенародным голосованием, он один несет ответственность за свою политику. Да и поощрять/наказывать рублём всё же гораздо лучше индивидуально, а не всех скопом. Лучше всего, когда есть конкретный ответственный за конкретную программу, с него и спрашивать за конечный результат.
[User Picture]
From:borodyan
Date:Июнь 26, 2014 09:02 pm
(Link)
2. Калининград знаете? ;) Теперь ещё есть территории опережающего развития (ТОР). В любом случае можно обсуждать налоговую политику как в рамках региона, так и на федеральном уровне.
3. Ну вообще-то качество прописано уже. Чистота определяется по СанПин. Так и всё остальное. Это, конечно, простой пример. По администрации, а у меня есть некоторый опыт госслужбы, всё так и происходит, измеряется именно цифрами без глубины погружения в проблему. Однако, я подчёркиваю опять, что все эти проблемы в 98% случаев - типовые. Да и зная среднее количество звонков-писем, можно установить норматив. Правда, придётся ввести обратную связь - обзвон, как в нормальных компаниях. И тогда не важно сколько сделано, важно будет, сколько сделано хорошо из скольки. Вот такая и зарплата будет. Скажем за месяц было 100 звонков, на 90 были даны исчерпывающие ответы, 80 сказали, что они удовлетворены работой, 20 ответов проверяются по записям и оцениваются, соответственно тех десятерых, кто "зажал" оценку, тоже посчитают. В итоге работник получит 90% зарплаты. Всё же уже придумано и используется :).
А так правильных начальников не напасёшься. Слишком много организаций, к тому же абсолютно не связанных между собой.
Губернаторов, кстати, некоторое время не выбирали. Да и кроме него есть законодательный орган, также выборный.
По поводу "всё уже придумано" вчера как раз читал, что время заседаний на сессиях Мосгордумы в Москве сократилось в несколько раз. Всё, что нужно, уже отрегулировали в целом, просто иногда нужно "подвигать ползунки" или "покрутить ручки" настроек. Просто нужно запустить механизм систематизации.
[User Picture]
From:oleg_shein
Date:Июнь 26, 2014 01:25 pm
(Link)
ПБЮЛ не 30.000, а около 4000.

По остальным вопросам уже началась живая дискуссия. Как только будет время, я к ней присоединюсь.
[User Picture]
From:kainpiller
Date:Июнь 26, 2014 06:01 pm
(Link)
Я взял данные с сайта ФНС:
http://www.nalog.ru/rn30/news/main_news/4254824/

"согласно статистическим данным по состоянию на 01.09.2013 года в Астраханской области зарегистрировано 28 493 индивидуальных предпринимателя."
[User Picture]
From:oleg_shein
Date:Июнь 27, 2014 09:34 am
(Link)
Да, Вы правы. Спасибо за подсказку. Ошибка памяти связано с тем, что цифра 4000 тоже корректна, но это не общее число ПБЮЛ, а число предпринимателей, сложивших удостоверения в связи с ростом ЕСН.
From:nik2553
Date:Июнь 26, 2014 11:50 am
(Link)
"В бюджетных учреждениях должны быть введены четкие правила распределения зарплаты"
Тема интересная и давно обсуждаемая!Соотношение базовой и стимулирующей части.Только простейщий анализ структуры средней зарплаты педработников в свете указов Президента РФ выводит следующие соотношения,сложившиеся на территории АО:базовая часть-25-30%,компенсационные выплаты-не более 25%,стимулирующие выплаты более 50%.Если рассмотреть это соотношение в рублевом эквиваленте от среднерегиональной по экономике (около 22000 руб.)то получится соответственно :5465 рублей(Оклад за ставку и жестко привязан к учебной нагрузки(18 часов)Постановление Правительства АО от 27.03.14 №96-П),компенсационные-4000руб.,стимулируюшие-12500 руб.Причём выплаты установлены в процентном соотношении к окладу,определённые комиссионно и являются стимулирующим фактором,за исключением персонального коэффициента ,устанавливаемого руководителем,но с учётом мнения представительного органа.Извиняюсь за краткий ликбез! А теперь самое главное почему не рекомендуется предельно поднимать базовый оклад:Потеряют в зарплате творческие,показывающие высокие результаты в УВР педагоги,а "урокодатели"будут получать более высокую зарплату;высок риск отказа педагога от ставки ,превышаюшую тариф(18 часов в неделю),а остаток часов перераспределить будет некому;и пожалуй самое главное отсутсвие интереса к профессиональному росту,мотивации показывать высокие результаты,уравниловка.Действующее положение не идеально,но взято за основу во всех ОУ региона,несмотря на право учреждения самостоятельно разрабатывать локальный акт о системы оплаты труда с учётом специфики учреждения в рамках ФОТ .Вот в чём вопрос
[User Picture]
From:oleg_shein
Date:Июнь 27, 2014 09:31 am
(Link)
Посмотрите этот текст - http://oleg-shein.livejournal.com/902688.html.

[User Picture]
From:Vasily Ivanovich
Date:Июнь 26, 2014 05:01 pm
(Link)
Если Вы собираетесь бороться за увеличение доходов области, то логично было бы бороться за перераспределение налогов сырьевых монополий в пользу области. Однако за такое можно разделить судьбу братьев Кеннеди.
Если же Вы собираетесь увеличить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, потеряете популярность.

Приведя раскладку доходов области, приведите и статьи расходов. Тогда и обсудим экономию. Самое актуальное - сокращение различных чиновников (и депутатов), а вместе с ними сокращение безумного, избыточного, ненужного документооборота, которым они все заняты. Хотя, боюсь, на этом пути реформатору грозит судьба Столыпина.

Однако всем не угодишь, надо определяться с программой, население пассивно, чтобы народ пришел на выборы, программа должна быть предельно понятной и конкретной.
[User Picture]
From:oleg_shein
Date:Июнь 27, 2014 09:28 am
(Link)
Нет противоречий ни по монополиям, ни по экономии. Я для этого и размещаю текст в сети, чтобы можно было свободно его обсудить.
[User Picture]
From:fandorin87
Date:Июнь 27, 2014 07:24 am
(Link)
Т.е. АО полностью дотационный регион? В Москву вообще ни копейки не уходит?
[User Picture]
From:oleg_shein
Date:Июнь 27, 2014 09:29 am
(Link)
Это связано с особенностями налоговой политики. НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых - является федеральным налогом и уходит в федеральный бюджет.
From:alexander_chir
Date:Июнь 27, 2014 09:57 am
(Link)
А какая, собственно, разница - уходит или не уходит, дотационный или не дотационный - если из региона уходит сырьё и налоги нефтяных монополий?

А про Кеннеди - так Солженицын почти двадцать лет назад сказал:"... вождей наших убивали и убивают, а живое деятельное местное самоуправление - никто не убьёт." А сами-то астраханцы - что будут делать, а? Пусть САМИ налаживают свою жизнь (при поддержке НОРМАЛЬНОЙ власти)!
From:alexander_chir
Date:Июнь 27, 2014 10:19 am
(Link)
Вот по поводу таких акцизов, как "... водка, пиво и т.п." - это ещё вопрос, сколько они прибыли приносят в бюджет, и сколько они приносят убытка (хоть и не напрямую) бюджету и (вполне напрямую) жителям. И сколько жителей они (не вполне напрямую) убивают, делают нетрудоспособными и т.п.

Не знаю ,как в Астрахани, а вот в некоторых регионах севернее - антиалкогольные меры могли бы дать очень положительный результат. А чтобы это произошло, нужно не очередное гениальное указание супермена/мэра, губернатора, главного санитарного врача РФ ../ а авторитетное и легитимное решение, принятое по результатам честного, без фальсификаций, референдума. И степень ограничений люди сами должны выбирать - чтоб не бросаться из одной крайности в другую.

А. Коротаев писал, что в Норвегии (где холодно и сыро - сильнее чем у Вас - так что без алкоголя ну никак нельзя, сами понимаете ...) общественное движение "Лоу чёрч" добилось век назад того, что - по традиции - сейчас там:
- Алкоголь крепче 4.5% продаётся только днём и только в государственных магазинах (где продавщица не на сдельной зарплате, и не заинтересована влиять на покупателя и создавать сеть постоянных "клиентов");
- Один такой магазин приходится на два десятка тысяч жителей. Это не шутка и не опечатка;
- Продажа покупателям, находящимся в нетрезвом виде - запрещена, и т.д.

Вероятно, это снижает расходы на здравоохранение, выплаты жертвам ДТП, расходы из-за последствий некачественно сделанной работы (после зарплаты) и т.д. Вообще, можно вспомнить, что перед прихватизацией включили общий (алкогольный) наркоз - и ампутация прошла почти незамеченной... Может, не стоит подыгрывать жирным котам, пользующимися её итогами?

В любом случае, налоги с тех торговых точек, организаций, и ИП, которые пополняют свой карман на чужом горе и беде - должны быть значительно выше. Они получают прибыль, но не несут расходы, связанные с последствиями их деятельности, перекладывая их на общество, в том числе - на бюджет. Это совершенно несправедливо.

По данным Германа Пятова у ~95% детей в детдомах есть родители, но они - алкоголики. Как дети, не попавшие в детдома, живут с примерно такими же родителями - данных нет.

А ещё - сколько же у нас удивительно талантливых людей ... Могло бы НОРМАЛЬНО жить и работать, а они, скажем так, существуют...
[User Picture]
From:kainpiller
Date:Июнь 27, 2014 03:44 pm
(Link)
Ну вот в этом вопросе я с вами солидарен полностью. Было бы здорово, если бы Олег Шеин, как кандидат в губернаторы, предложил антиалкогольную программу. Но я это уже предлагал к прошлым выборам мэра - игнор.

Также, предлагал обратить внимание на диагностику и лечение онкозаболеваний в АО, с этим настоящий кошмар. Программы по распространению здорового образа жизни, по улучшению экологии также были бы не лишними.
[User Picture]
From:bnjz1
Date:Июль 4, 2014 06:20 am
(Link)
Каждый день , проезжая по нашим дорогам в Лиманском районе , у меня в голове один и тот же вопрос : почему транспортный налог увеличивают , а дороги лучше не становятся. Мне кажется , что сборы за транспортный налог тоже немалые.И потом , фраза "Остальные доходы можно в расчет не брать-они не большие" означает , что их можно :1отменить , 2 положить в карман и никто не заметит. Нет уж,дорогие , бюджет-деньги народные .Большие или маленькие..деньги ,они должны быть на учете.И отчитываться должны за каждый рубль.Кому несколько миллионов-не деньги , а кому и дачка хорошая...
"Зарплата не будет зависеть от прихоти начальства. Зарплата будет зависеть только от выполнения работником обязанностей." -бред!Раньше была тарифная сетка , которая также не спасала от нечестного выполнения чиновниками своих обязанностей.
В нашем руководстве штаты раздуты ужасно.Взять хотя бы т.наз."Управление сельского хозяйства" , которое на самом деле не управляет , а наблюдает это сельское хозяйство , дублируя статистику и корректируя отчетность в нужную для них стророну, хотя,согласно ГК НИКТО не вправе управлять предпринимателями и организациями, а могут только давать рекомендации. В Управлении на зарплату и премии , на содержание транспорта и всякие услуги уходит уйма денег.Для сбора документов на субсидии достаточно иметь 2-х человек при администрации района.Там же в администрации имеется и централизованная бухгалтерия, поэтому не рационально иметь ее в Управлении.А кроме управления сельского хозяйства у главы района имеется заместитель по сельскому хозяйству.У которого тоже хорошая зарплата , но чем он занимается , никто не знает.Получается , что сельское хозяйство в упадке , а управителей не убавляется.Сократить число чиновников и пусть они идут работать ИП , пополнять бюджет.Для эффективной работы чиновников собирались ввести соответствующий закон.Согласно его чиновник , не оказавший вовремя соответствующую госуслугу гражданину, будет штрафоваться.И вообще на все нужны КОНКРЕТНЫЕ меры ,а не расплывчатые.И еще : бюджет растет-это несомненно , несмотря на инфляцию.Вопрос в другом: как его выполняют и куда уходят наши с вами деньги? Вам хочется кормить чинуш ,обеспечивать им шикарную жизнь на фоне разбитых дорог,высохших ильменей? Мне лично нет!
"Власти делают все, чтобы люди были бессловесны и зависимы" .Это зависит от самих людей.Знаю госучреждение , в котором работники с ежемесячной зарплаты скидываются по 100-200 рублей для вышестоящей областной начальницы на всякие нужды.Боятся ослушаться, потому что вытравят с работы.А человека честного и знающего свои права трудно вытравить.Потому и хотят быть рабами, так удобнее.

Edited at 2014-07-04 06:57 (UTC)

> Go to Top
LiveJournal.com