?

Log in

No account? Create an account
Саммит глав Прикаспийских государств и проблемы стран региона - Олег Шеин

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Сентябрь 26, 2014


Previous Entry Поделиться Next Entry
12:41 pm - Саммит глав Прикаспийских государств и проблемы стран региона
Саммит

Астрахань готова принять саммит глав Прикаспийских государств. Погода, правда, не очень, но несколько миллиардов рублей, поступивших из федерального бюджета, позволили реально подновить город. Другое дело, что это не последний саммит, и город должен соответствовать своим обликом образу Прикаспийского форпоста России. Несколько лет назад я написал брошюру по поводу особенностей каспийской политики. Актуальность она не утратила, так что приведу ее чуть ниже.

Саммит2

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ – ПРАВОВОЙ СТАТУС

Ключевым фактором в определении прав государств в отношении Каспия является вопрос об определении его статуса – что это, море или озеро?
В случае выбора “озерного варианта” окажутся чрезмерно затруднены судоходство и рыболовство, поскольку это будет связано с перенесением границ современных государств.
Если Каспий признается морем или замкнутым морем, то по отношению к нему должны применяться нормы действующего международного морского права, а также ст. 122 и 123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этом случае отпадала необходимость в специальном соглашении по делимитации, ибо порядок разграничения морей на соответствующие пространства осуществлялся бы автоматически, в полном соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Зато Каспий становился открыт для всех стран мира, а не только прибрежных государств.
Озерный вариант предполагал фактический раздел Каспия, но международные прецеденты вряд ли подходили здесь ввиду несоответствия размеров Каспия и других замкнутых бассейнов. В частности, возникал вопрос об использовании поверхностных вод, очертаниях срединной линии и использовании месторождений, расположенных в смежных зонах.
Исторически, в соответствии с Туркманчайским трактатом от 28 февраля 1828 г. Каспий перешел в собственность России. Границы между его и Ираном в южной части Каспия переместились на берег. Лишь в соответствии с советско-иранским договором 1940 г. граница была отодвинута в море. Установив 10-мильную рыболовную зону на всем протяжении Каспия, договор аннулировал береговую линию границы вдоль южной части Каспия. В ответ Иран согласился признать условную морскую границу вдоль Астары-Гасанкули.
Советско-иранские соглашения были отвергнуты всеми, кроме России, странами Прикаспия уже в 1992 году, поскольку не отвечали новой политической картине мира. Россия не могла спорить с соседями, поскольку они были объективно павы.
После распада СССР Иран, являющийся одним из центров притяжения мусульман мира, и государством, обладающим многовековым дипломатическим опытом, первым выдвинул идею об учреждении Организации по сотрудничеству на Каспийском море. Уже 17 февраля 1992 года на конференции государств Прикаспия было принято решение о необходимости создать единый механизм сотрудничества в решении вопросов, связанных с использованием Каспийского моря и его ресурсов.
Проявил интерес и Запад. Уже в 1994 году ведущие нефтяные компании Запада подписали первые контракты о добыче на Каспии нефти.
Однако на протяжении длительного времени страны Прикаспия не находили взаимного понимания о том, какие участки моря кому принадлежат, что объективно сдерживало инвестиции и препятствовало в развитии экономик.
Россия настаивала на установлении на Каспии кондоминиума, т.е. предлагала рассматривать его в качестве общего достояния пяти прибрежных государств и соответственно не позволять каких-либо односторонних действий по присвоению его пространств, а также ресурсов без согласия других. Иран также высказался за кондоминиум. Иной позиции придерживались новые государства региона.
Устав от бесконечных переговоров, в 1995 году Азербайджан закрепит в своей Конституции озерно-секториальный статус Каспийского моря. В соответствии с этим положением и дно, и водная толща, и воздушное пространство в пределах азербайджанского сектора Каспия были признаны собственностью Азербайджанской Республики. Более того, в декабре 1996 г., в свою очередь, Азербайджан, Грузия и Украина подписали принципиальное соглашение по транспортировке нефти Каспия по маршруту Баку — Супса — Одесса — Броды — Западная Европа.
Тогда Россия предложила другой вариант – закрепить за каждым государством 45-мильную прибрежную зону, а право на эксплуатацию природных богатств за пределами этой зоны предоставить тому, кто успел первым начать их освоение. Это предложение не было поддержано другими государствами региона, равно как и идея создания совместной компании по добыче нефти и газа. Общий язык, правда, был найден по таким вопросам, как охрана окружающей среды, судоходство, рыболовство.
Безуспешность многосторонних переговоров привела к тому, что 6 июля 1998 г. Россия и Казахстан заключили договор о разделе дна и недра Северного Каспия. В начале марта 1998 г. в Стамбуле министры иностранных дел Турции, Азербайджана, Грузии, Туркменистана и Казахстана приняли декларацию, определяющую транспортировку нефти и газа Каспия через Турцию.
Вслед за этим рабочая группа новой международной организации, ТРАСЕСА, провела в мае 1998 г. в Тбилиси свою третью конференцию. В ней приняли участие официальные делегации 12 государств: Азербайджан, Армения, Китай, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Монголия, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Украина. Это событие явно продемонстрировало интернационализацию вопроса.
Далее, по инициативе Президента Азербайджанской Республики Г. Алиева под эгидой ЕС в сентябре 1998 г. в Баку проходила конференция, в которой приняли участие 35 государств Европы и Азии (в том числе 10 глав государств и правительств), 12 международных организаций, по “обустройству транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия”.
Вслед за европейцами появились и США. В октябре 1998 г., в Анкаре, в присутствии министра энергетики США Билла Ричардсона, президенты Турции, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Грузии подписали декларацию, морально обязывающую их приступить к реализации трубопроводного проекта Баку — Джейхан. При этом турки дали понять, что собираются ограничить движение танкеров через Проливы, прибегнув к практике обязательного страхования.
Внешние события стимулировали государства Прикаспия к поиску решения о статусе бассейна. Поскольку затягивание переговоров влекло экономические убытки, стороны к 1998 году пришли к компромиссному варианту: море было решено поделить на сектора. Возник только один вопрос: как?
Иран, обладающий не очень выгодной береговой линией, предложил вариант с разделением моря равными долями по 20%. Россия согласилась с Казахстаном о разделе в соответствии с береговой чертой, который давал???
После избрания президентом России В.Путина был введен пост специального представителя Президента по вопросам Каспийского моря. Им стал бывший руководитель Газпрома В.Калюжный. В отношении спорных месторождений Россия предложила прибегнуть к компромиссному варианту 50/50. На национальные сектора предлагалось поделить только дно, оставив поверхность моря в общем пользовании. Что очень важно – в случае, когда одно государство не соглашалось с мнением других, предполагалось договариваться без него на двухсторонней основе.
Азербайджан согласился с таким подходом и в 2001 году подписал с Россией соглашение о разделе дна Каспия. Таким образом, северная и центральная часть моря, перспективная с точки зрения добычи углеводородов, обрела понимаемый статус. В настоящее время активно ведутся переговоры между Азербайджаном и Туркменией, после чего неурегулированным останется только южный, примыкающий к побережью Ирана, сегмент.
В этой связи основной центр внимания переместился к вопросу о транспортировке добытого сырья.

ТРУБОПРОВОДЫ

«Голубой поток» и «Южный поток» – два крупнейших российских проекта поставки газа. «Голубой поток-1» мощностью 16 млрд. кубометров в год был построен в 2002 году и соединил по дну Черного моря Россию и Турцию. Сейчас ежегодно посредством этой коммуникации турки получают около 8 млрд. кубометров газа. Далее предполагалось построить еще одну ветку («Голубой поток-2»), но после того, как Турция дала согласие на проект Nabucco, Путин и Берлускони договорились изменить направление трубопровода и вывести его вместо Турции в Болгарию. Проект получил название «Южный поток».
Nabucco – это европейский проект. Мощность газопровода должна составить 31 млрд. кубометров в год. Предполагается, что он пройдет из Казахстана и Туркмении по дну Каспийского моря в Азербайджан, далее через территорию Грузии в Турцию и оттуда на Балканы и в Западную Европу. В 2006 году на венской конференции министров совета энергетики ЕС был утвержден план финансирования Nabucco, и его строительство должно завершиться в 2011 году. Стоимость проекта – около $6 млрд. Nabucco имеет много проблем, и главная из них – сырье. Азербайджан готов продавать по газопроводу свой газ, но его объемы недостаточны. Сейчас Азербайджан добывает 1 млрд. кубометров газа, планируя к 2015 году довести экспорт до 5-6 млрд. кубометров. Изначально предполагалось, что к системе подключится Иран, но если в США победит партия Маккейна, об этом можно забыть. Поэтому ключевая задача инвесторов Nabucco состоит в том, чтобы убедить Туркмению разорвать контракты с Россией и перепродать свой газ ЕС, а также не допустить нападения на Иран войск Северо-Атлантического альянса. США официально поддержали Nabucco, но это совершенно ничего не значит. Объективно, Вашингтон заинтересован в слабой Европе. Весьма показательно, как, завоевав Ирак, американцы не торопятся восстанавливать там нефтедобычу, подрывая китайским импорт нефти. Нет никаких гарантий, что намечаемая бомбардировка Ирана не ставит целью срыв иранских поставок газа в Евросоюз. Есть еще одна проблема – Саакашвили. Грузинское руководство продемонстрировало способность ввязаться в войну без всяких консультаций с европейскими партнерами. Они были просто проигнорированы. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан не был уничтожен только по доброй воле Москвы, но в случае очередной грузинской агрессии против соседей нет никаких гарантий, что Россия сможет удержать осетинских и абхазских военных от диверсионных операций против инженерных коммуникаций Грузии. В результате у ЕС объективно возникает необходимость строить ветку газопровода минуя Грузию, через Армению. Это требует урегулирования конфликта между Баку и Ереваном и привлечения России. Есть другой вариант – устранить Саакашвили, но он европейцам не под силу, а, самое главное, они не смогут повлиять на назначение нового грузинского руководителя.
Баку-Тбилиси-Джейхан уже действует. Летом 2006 года Азербайджан подписал с Казахстаном договор о присоединении к этому нефтепроводу Казахстана, а именно, расположенного в северо-восточном Каспии месторождения Кашаган. Предполагается, что реализация этого соглашения произойдет в 2011-2012 годах, а сейчас идущую в Турцию трубу Азербайджан заполняет своей нефтью, резко увеличив ее добычу (в 2006 году – на 44,9%).
БТД выступает явным соперником Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), совладельцами которого являются Россия, Казахстан и Оман.
Кроме того, в регион активно входят китайцы. В 2007 году КНР подписала с Казахстаном соглашение о строительстве трубопроводов для поставок каспийских нефти и газа, в том числе с перспективой использования месторождений Кашаган и Бейнеу.

ПРОБЛЕМЫ РОССИИ
Каспийский регион действительно является для России стратегическим. Именно в нем, а также близлежащих странах Кавказа и Востока пересеклись основные интересы России, ЕС и США.
Даже при Ельцине активное внедрение американцев в Прикаспий вызывало у отечественной дипломатии тревогу и контрреакцию. Война в Ираке, осетинские события показали, что США заинтересованы не столько даже в установлении какого-то нового, своего порядка (у них просто недостаточно сил для этого), сколько в дестабилизации региона с целью ослабления ведущих конкурентов – России, Китая, а теперь уже и ЕС.
Например, вторжение трех грузинских пехотных бригад в Южную Осетию в случае успеха операции с высокой вероятностью привело бы к возобновлению боевых действий в Нагорном Карабахе, оживлению фундаменталистского подполья на Северном Кавказе и срыву посредством террористических актов Олимпиады в Сочи (напомним, что только в июне-июле в этом российском курорте произошло 4 взрыва на пляжах и в кафе). Больше того, успех Саакашвили увеличил бы вероятность бомбардировок Ирана со всеми крайне отрицательными последствиями как для мира, так и для стран Каспийского бассейна, и повлек бы атаки на автономный светский режим в Туркмении и партию голубей в Баку. Исключительно благодаря своевременному вмешательству России перспективы такого сценария существенно снизились или, во всяком случае, не возросли.
России удалось договориться с Казахстаном и Азербайджаном по разделу северной части Каспийского моря, а принятый недавно ГосДумой закон позволит не допустить проникновения в российский сектор западных нефтяных компаний. Правда, предстоит избавиться от тех, которые уже начали работать на шельфе, и, в первую очередь, пытающегося добывать сырье посреди лотосных полей шведско-канадского «Петроресурса», но это уже технические задачи.
Помимо сдерживания американского экспансионизма, России предстоит вести переговоры о том, по каким именно трубопроводам каспийский газ пойдет к европейскому потребителю. Мы уже описывали основные сценарии – КТК, «Южный поток» и Nabucco, но нельзя отрицать, что объективно наши соседи заинтересованы в том, чтобы не зависеть только от российских транспортных систем. Больше того, что касается Ирана, то его газ просто ввиду особенностей географического положения не может быть поставлен в Европу по российским сетям.
Решение этого вопроса видится в развитии транспортных коммуникаций через Турцию и строительстве танкеров по транспортировке сжиженного газа.

ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСТАНА
Казахстан очень глубоко продвинулся в процессе проведения рыночных реформ. Поскольку в 90-е годы страна не располагала возможностями самостоятельных инвестиций в ресурсодобывающую промышленность, Казахстан логично прибег к западным инвестициям, причем на условиях, подчас весьма перекошенных в пользу инвесторов. Однако, по мере укрепления власти, в Астане зародился разумный вопрос: а почему мы должны отдавать все?
В результате государство стало требовать большей доли от разработки нефтегазовых месторождений. В 2007 году Казахстан потребовал увеличить свою долю в крупнейшем месторождении Кашаган (от 1,5 до 10 млрд. тонн нефти, расположен в Восточном Каспии, между Мангышлаком и Атырау. Для понимания, мировые запасы нефти около 200 млрд. тонн). Жертвой пала итальянская компания Eni, пытавшаяся увеличить себестоимость продукции и обвиненная в экологических преступлениях. Назарабаев безразлично отнесся к критике ЕС и США.
Полностью развязала руки Казахстану грузинская кампания. Астана отказалась строить нефтеперерабатывающий завод в Батуми и зерновой терминал в Поти. Следует учесть, что казахстанские компании занимали 1-е место по объемам инвестиций в Грузию и 2-е по объему торговли. В обмен Казахстан получил крупные российские инвестиции, в первую очередь от фирмы «Мичел».
Таким образом, Казахстан демонстрирует уверенную способность к самостоятельному определению приоритетов внешней политики. В рамках новой ситуации проект Nabucco, конечно, может быть использован страной в целях диверсификации внешней политики, но только после того, как будут достигнуты все договоренности по российским инвестициям, в жертву которым Астана принесла мнение и Саакашвили, и его хозяев.
Вооруженные силы Казахстана являются одними из самых слабых в постсоветском пространстве, если мы учтем масштабы страны – 75.000 военнослужащих (в грузинской армии было 27.000). Правда, очень много техники – 4900 танков, 5200 БТР и БМП, 9300 орудий и минометов, 64 ПУ ЗРК, 314 боевых самолетов, 214 вертолетов, включая 53 боевых, а также 16 катеров береговой обороны и 2 тральщика. Вопрос только один: кто все это обслуживает? Конечно, у Казахстана сегодня нет внешней угрозы, и ни Россия, ни Китай в страну вторгаться не будут, ибо в этом нет никакой логики. Но военная безопасность Казахстана, по сути, является результатом политики невмешательства двух больших соседей, что явно предполагает заинтересованность Астаны в сохранении подобного положения и в будущем.

ПРОБЛЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
Главным вопросом, национальной болью для Азербайджана является территориальная целостностью. В результате войны 1994 года Баку потерял контроль не только над Нагорным Карабахом, но и над прилегающими к нему собственно азербайджанскими районами. Ситуация на границе продолжает оставаться нестабильной, и в мае 2008 года произошли очередные перестрелки.
В случае успешной оккупации Грузией Южной Осетии и Абхазии, в Баку могли возникнуть идеи относительно силового решения проблемы Нагорного Карабаха, но сегодня вряд ли нужно ожидать именно такого сценария. Кроме того, война за Карабах может повлечь за собой ответные диверсионные акции против нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а в перспективе и Nabucco, что резко отвратит из республики инвестиции. Уязвимость БТД была продемонстрирована в августе, и, вероятно, только политическая воля руководства России сдержала осетинских ополченцев от выведения его из строя на различных участках.
Кроме того, несмотря на поставку Украиной в Азербайджан системы залпового огня «Смерч», соотношение сил между вооруженными силами Азербайджана, Армении и НКР можно назвать как паритетное, хотя Баку обладает заметным преимуществом в ВВС. В любом случае, если тщательно подготовленная и обладавшая практикой в Ираке и Косово грузинская армия не смогла в поставленные сроки справиться с на порядок более слабой Южной Осетией (до введения сил 58-й армии), было бы авантюристично пытаться провести операцию по взятию под контроль территории НКР. Кроме того, армяне обладают, в отличие от осетин и абхазов, влиятельнейшим лобби в международных организациях, и вряд ли нужно ожидать, что как Запад, так и Россия будут спокойно смотреть на очередную кавказскую войну. Вместе с тем, Армения должна понимать, что если в отношении собственно НКР можно прибегать к осетинскому прецеденту, то удерживаемые вооруженными силами НКР собственно азербайджанские районы безусловно должны быть очищены и возвращены под юрисдикцию Баку.
Вероятно, в этом направлении и будут развиваться события, подтверждение чему является интенсификация контактов между Арменией и Турцией. Турция, испытывает сложности с вступлением в ЕС, которые, вероятно, закончатся не скоро – Евросоюзу требуется время для интеграции принятых стран Новой Европы, обострилось противостояние между военными и правящей партией Турции, в Брюсселе вызывает беспокойство некоторая исламизация страны, провалился референдум на Кипре, армянское лобби регулярно напоминает про 1915 год, наконец, есть курдская проблема. Попытки турок расположить к себе европейцев строительством идущего в обход России нефтепровода БТД закончились тем, что Путин и Берлускони заключили соглашение о строительстве газопровода «Голубой поток-2» через Болгарию и Грецию (раньше предполагалось, что он пойдет через Турцию). В подобных условиях Анкара заинтересована в улучшении отношений между Ереваном и Баку, и следует ожидать от нее шагов именно в этом направлении.
Другой проблемой Баку является Иран, в котором азербайджанцев живет больше, чем в самом Азербайджане. До сих пор не урегулированы пограничные вопросы, особенно по шельфу. Азербайджан имеет на море 14 кораблей, но испытывает проблемы со специалистами, кроме того, часть кораблей, похоже, просто неисправна. Конечно, военного столкновения между двумя странами не будет, но и противостоять Тегерану в освоении отдельных участков шельфа Баку не может. Очевидно, что единственным посредником между двумя странами может быть только Москва, поскольку невозможно представить в таком качестве ни США, ни ЕС.
В Баку не может не вызывать тревогу включение республиканской администрацией Ирана в «ось зла» и постоянные угрозы США и Израиля нанести по Ирану удары. Во-первых, в этом случае у НАТО (или, как минимум, Пентагона) возникнет желание использовать в том или ином виде территорию Азербайджана, что чревато при принятии такого решения ответными мерами Ирана, а при отказе – свертыванием натовских программ помощи азербайджанским вооруженным силам. Во-вторых, массы беженцев, этнических азербайджанцев, могут пересечь довольно призрачную границу по Араксу, и их придется кормить.
К успехам бакинской внешней политики надо отнести определенное урегулирование отношений с Туркменистаном, хотя соглашений о морской границе между двумя странами по-прежнему нет. Азербайджан изначально настаивал на разделении моря по сегментам от срединной линии, Туркменистан скорее поддерживал иранскую позицию о равных секторах (по 20%). Спор шел 17 лет, и препятствовал обеим сторонам в освоении углеводородных ресурсов. В июне 2008 два новых президента – Алиев и Бердымухамедов – заявили о том, что нашли взаимопонимание по вопросу. Весьма вероятно, что спорные месторождения будут осваиваться по принципу, когда-то предложенному Россией – 50/50. В этом случае единственной страной, не имеющей соглашений по разделу Каспия, останется Иран.
??? – надо чуть подробнее про эти месторождения
Если не говорить о Карабахе, главной проблемой Азербайджана сегодня является проект Nabucco. Азербайджан традиционно воспринимается как нефтяная страна, и нефть по системе БТД в Европу шла именно отсюда. Однако специалисты неоднократно озвучивали точку зрения, что нефтяные запасы Азербайджана подходят к концу, и причина тому заключается не только в их предельности, но и в ее интенсивной добыче западными компаниями, влекущими динамичное обводнение пласта и его разрушение. Пример с Анголой, которая снижает темпы добычи в Кабинде, весьма показателен.
Поэтому Баку после долгих размышлений услышал предложение Запада о строительстве через его территорию газопровода Nabucco. Главная трудность – его наполнение. Для этого нужно убедить принять участие в проекте Туркменистан и не допустить срыва иранских поставок. Последнее выходит за пределы возможностей азербайджанской дипломатии, так как вопрос о войне с Ираном решается в Вашингтоне. Что касается Туркменистана, то Баку может пойти на уступки Ашхабаду в вопросе об эксплуатации месторождения Азери-Чираг-Гюнешли, взамен получив позитивную реакцию Бердымухамедова по Nabucco.

ПРОБЛЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА
Небольшая по численности населения (6 млн. чел.) Туркмения обладает огромными природными ресурсами – 1,6% от общемировых запасов газа и 2,2% от его добычи. Это обуславливает высокую заинтересованность в туркменском газе всех ведущих игроков мира – США, ЕС, России и Китая. Украинский кризис 2006 года показал, насколько политически значима эта тема.
Правительство в Ашхабаде стремится обеспечить благоприятные отношения со всеми участниками глобальных процессов. Им заключены соглашения о поставках газа как в Россию, так и в Китай, за счет инвесторов строятся соответствующие транспортные мощности, ЕС активно пытается привлечь Ашхабад к проекту Набукко.
Вместе с тем, ряд специалистов высказывают сомнения в способности обеспечить выполнение подписываемых контрактов. Предполагается, что поставки газа в Иран возрастут вдвое, до 14 млрд. кубометров, а в Китай с 2009 года будет экспортироваться еще 30 млрд. кубометров газа. Но собственная добыча составляет 70 млрд. кубометров при поставках в Россию в соответствии с контрактом в 42 млрд. кубометров. Внутреннее потребление составляет еще 14-15 млрд. кубометров.
Проблемы с выполнением контрактов подтверждаются различием между добычей газа и прогнозами. Так, в 2007 году добыча газа возросла на 9% вместо предполагавшихся 20%, а нефти – на 9% вместо 15%. Это означает ни что иное, как не выполнение международных контрактов. В начале 2008 года Иран выразил возмущение Ашхабаду ввиду недополучения голубого топлива, которое не смог, в свою очередь, продать туркам. Турок выручила Россия, а Ашхабад объяснил срыв договорных поставок технологическими проблемами. По мере развития событий число таких технологических проблем будет возрастать, поскольку Туркменистан не может продать больше газа, чем производит. Это означает, что часть газопроводов будет стоять полупустыми, и игроки, намного более сильные, чем Ашхабад будут предпринимать меры по обеспечению договоров, от которых зависит состояние их экономики. Осложняющим фактором является соседство с Афганистаном, который полностью разбалансирован, и представляет собой сегодня прямую угрозу туркменской национальной безопасности. Понятно, что правительственные войска Каьбула границу не пересекут, но есть тема исламистов, в том числе и группировок, которые могут использоваться зарубежными спецслужбами для приведения к власти того правительства, которое готово обеспечить их странам необходимые поставки газа.
В этом свете очень примечательны трехдневные бои в Ашхабаде, которыми отличился сентябрь 2008 года. Это первое происшествие такого рода за всю историю республики.
Разумеется, Туркменистан обладает армией – 4 мотострелковые дивизии, 800 танков (преимущественно Т-72), 1077 орудий и минометов, 1700 БМП и БТР, 100 истребителей МиГ-29 и МиГ-25, до 300 бомбардировщиков МиГ-23, до 100 штурмовиков Су-17 и Су-25, а также 5 боевых катеров. Численность вооруженных сил составляет порядка 50 тысяч человек и вероятно их удвоение. Более того, офицерский состав проходил обучение в рамках НАТОвских программ, включая «Партнерство во имя мира». Вместе с тем, туркменская армия не обладает опытом боевых действий, трудно судить о реальной степени подготовки ее командного состава, а создать из местной власти очередной элемент «Оси зла» при особенностях государственного управления проблем желающим не составит.
Следует отметить, что проблемы Туркменстана возникли не при Бердымухамедове, а при Ниязове, и современный лидер республики должен решить вопросы, доставшиеся ему по наследству. При этом его положение осложняется необходимостью демократизации власти, которая может восприниматься скрытыми оппонентами как признак слабости президента и повлечь за собой усиление теневой борьбы.
При наличии проблем в выполнении договоров по поставке газа, Туркменистану будет сложно удержаться в конфликтном море международных отношений. Разумеется, можно в качестве стратегического партнера избрать далекий Китай или еще более далекий ЕС, но хотя бы по географическим причинам (не говоря уже о военных) эти страны могут создать проблемы, но явно не могут быть гарантами безопасности Туркменистана. Да и зачем им надо гарантировать это безопасность? Конечно, можно уменьшить поставки газа России и перебросить эти объемы на ЕС. Но только что это даст Туркменистану в случае возникновения у США особых устремлений? Ведь интересы ЕС для США явно безразличны, и расторжение российских контрактов ради заключения европейских лишено всякой логики. Поэтому проект Nabucco может быть принят Туркменистаном только из-за субъективных представлений ответственных руководителей. Стратегической логики в нем, особенно после августовского позора США, нет.
Реально партнерами, гарантирующими безопасность Туркменистана, могут быть только две страны – Россия и Иран. Между ними есть только одно различие – Россию устраивает status quo, а Иран в силу сохранившейся инерции революции 1979 года безусловно потребует ряда встречных шагов, и в первую очередь – вступления в жесткий конфликт с Западом, что Ашхабаду вряд ли может быть выгодно.

ПРОБЛЕМЫ ИРАНА
Иран, вопреки навязываемой западными масс-медиа картине, является одной из наиболее демократичных стран Востока. Здесь проходят многопартийные выборы, и власть в той степени, насколько это реалистично, трансформируется под воздействием общества. Советское вмешательство в Афганистан и американское в Ирак показали, что насильственные попытки навязать Востоку европейские модели управления влекут за собой прямо противоположный результат – всплеск религиозного фундаментализма в самых средневековых формах, и качественный рост террористических угроз по всему миру.
Сегодня США предпринимают все возможные шаги для изоляции Ирана, и это легко объяснимо. Страна обладает огромными запасами углеводородного сырья и мощностями для его извлечения из недр. На Иран приходится 11,4% запасов нефти (2-е место после Саудовской Аварии, Россия занимает 7-е место), 5,4% добычи нефти (4-е место после Саудовской Аравии, России и США), 15,5% запасов газа (2-е место после России), 3,7% добычи газа (4-е место после России, США и Канады).
Сегодня именно Иран становится поставщиком драгоценных углеводородных ресурсов для основных конкурентов США – Китая, Индии и ЕС. Очевидно, что пытаться оккупировать Иран невозможно. Он занимает вчетверо большую площадь, чем Ирак, вдобавок, преимущественно гористую, и его вооруженные силы существенно сильнее, чем были в ослабленном многолетней блокадой Ираке. Поэтому, очевидно, США и Израиль могут обсуждать только один сценарий – нанесение по Ирану последовательных авиа- и ракетных ударов. Предлог давно известен – ликвидация иранской ядерной программы. Почему-то ядерная программа соседнего Пакистана в Вашингтоне такой реакции не вызвала. Последствия будут тоже очевидны – удар по экономике Китая, Индии и ЕС.
При всей конкуренции между Россией и Ираном за поставки газа в Европу, подобный сценарий был бы крайне отрицателен для нашей страны, поскольку повлек бы за собой резкое усиление роли США и рост терроризма, в том числе и в России. Конечно, мы не заинтересованы и в расширении числа стран, владеющих ядерным оружием, тем более, что наши города находятся, в отличие от Америки, в зоне действия иранских ракет-носителей. Поэтому российской дипломатии приходится осуществлять сложные задачи по сдерживанию американской угрозы Ирану с одной стороны (в том числе путем оказания технологической помощи), и сдерживанию ответной реакции Ирана против Израиля – с другой.
Иран, несмотря на серьезное влияние духовенства, может стать центром притяжения стран Переднего Востока при определенной секуляризации. Нельзя забывать, что за пределами страны зеленой революции мусульмане придерживаются преимущественно суннизма (а не шиизма, как в Иране и Азербайджане), и поэтому слишком жесткая акцентировка на конфессиональных ценностях может стать определенным барьером между Ираном и остальным восточным миром. Вероятно, в этом и заключается одна из причин, по которым зеленая революция не перекинулась в 80-е годы на другие страны региона.
Геополитически, Иран сегодня зажат между НАТОвскими базами в Афганистане, Ираке и Турции. Поражение проамериканской армии Саакашвили улучшило внешнеполитическое положение страны, поскольку отвлекло внимание Госдепартамента на Россию и прервало цепь американского экспансионизма в регионе. Сегодня Иран заинтересован во взаимодействии со всеми независимыми от США державами, и, в первую очередь, с Россией, ЕС и Китаем, а также Индией. Конечно, есть противоречия, и применительно к России они в первую очередь заключаются в конкуренции между «Голубым потоком-2» и проектом Nabucco. Однако, и нефтедобывающие страны до создания ОПЕК выступали как конкуренты друг другу, убедившись затем в пользе кооперации.
Что до особенностей иранского положения в Каспийском бассейне, то трудности здесь тоже известны. Иран – единственная страна, не имеющая понимания с соседями по разделу моря. В случае заключения договора о разделе дна между Азербайджаном и Туркменистаном, Тегерану, скорее всего, придется отказаться от идеи раздела моря на равные сегменты, и согласиться на принцип раздела по береговой черте (14% вместо 20% моря). Тегеран успешно провел переговоры со Стамбулом по продаже газа, но испытывает трудности ввиду сбоев с туркменистанскими поставками, которые могут осложниться при введении в действие газопровода из Туркмении в Китай. В случае, если иранская дипломатия окажется слабее китайской, недостающую разницу по газу Тегерану придется добывать самому, для чего потребуется технологическая помощь, вероятно, из России (ЕС газ почти не добывает и не обладает соответствующими специалистами).
Наконец, Тегеран крайне не заинтересован в НАТОвских программах в Азербайджане и проникновении через Тбилиси и Баку в регион американских военных специалистов.

ГАЗОВЫЙ ОПЕК
Три страны – Россия, Иран и Саудовская Аравия – обладают 56% мировых запасов природного газа, в том числе Россия 26,3%. В число 12-ти стран, являющихся мировыми лидерами по этому показателю, входят Казахстан (1,7%) и Туркменистан (1,6%), но нет ни Индии, ни Китая, а из всех стран ОЭСР присутствуют только США (3,3%) и Норвегия (1,6%). Несколько иная ситуация с добычей газа, поскольку крупнейшие месторождения Ирана и Казахстана еще предстоит осваивать, но, учитывая непрекращающийся рост цен на энергоносители и заинтересованность инвесторов, это не является непреодолимо проблемой.
Вопрос о кооперации стран-поставщиков газа сегодня обсуждается уже открыто. С соответствующими призывами выступили президент Венесуэлы Уго Чавес (2,4% запасов газа планеты) и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (15,5%). В апреле 2006 года в Катаре прошла конференция стран-производителей газа, а незадолго до того Саудовскую Аравию (3,9%) и Катар (14,0%) посетил Владимир Путин. Примечательно, что «Газпром» и «Катаргаз» начали диалог об обмене активами.
Главной проблемой в создании картеля стран-производителей газа называют локальность рынка и не достаточную развитость трубопроводной сети. Доля сжиженного газа составляет на рынке всего лишь 27%, а трубопроводный газ поставляется на основе долгосрочных двухсторонних соглашений. «Газпром», например, заключает контракты на срок не менее 20 лет.
Однако по мере строительства новых трубопроводов и увеличения доли сжиженного газа мобильность рынка будет возрастать. Известные события между «Газпромом», Украиной и Беларусью показали, что и договорная практика может меняться.
Конечно, между странами-производителями существует конкуренция, как она существует и внутри ОПЕК в борьбе за квоты. И России, и другим странам Прикаспия, и странам Персидского залива интересны выходы на европейские рынки и на Китай. Иран соревнуется со своими южными соседями в освоении быстро растущего индийского рынка.
Но у всех стран-производителей есть одна общая заинтересованность – в многополярном мире и в политической стабильности. Продвижение в этом направлении не означает создания для стран-производителей единого политического пространства с доминированием какого-то отдельного государства. В конце концов, в нефтяном ОПЕК есть разные государства с разной внешней ориентацией и разными политическим режимами, что не мешает им тесно взаимодействовать.
Единство подходов стран-поставщиков газа, к которым относятся все пять государств Прикаспия, очевидно, выгоднее, чем предоставление странам-потребителям возможности использовать внутренние противоречия, свергать правительства и приобретать контроль над чужими природными ресурсами.
Опыт почти завершившегося раздела границ на Каспии показал, как возможен переход от сложных конфликтов, сопровождавшихся даже военными угрозами, к разумному компромиссу, служащему всеобщим интересам.

(16 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


From:alexander_chir
Date:Сентябрь 27, 2014 02:15 pm
(Link)
Великая понимаешь, шахматная доска...
В процессе игры некоторые игроки позабыли, что их страны тихо-тихо вымирают - без войны, без голода, без гонки вооружений, без стихийных бедствий (ПРИРОДНОГО происхождения)...
Так заигрались, что недосуг попридержать министра наркоторговли, которая ... Извините, Министра Здравоохранения и социального развития Великой России, торговавшей сырьём для производства наркотиков прямо через аптечную сеть - легальною...

Аж дух захватывает от масштабов происходящего - ну прям как в то время, когда лет сто назад один царь собирался помыть сапоги солдат в Золотом Роге (а высадку десанта адмирал Колчак запланировал как раз через две недели после революции - его не предупредили, и мы малость запоздали)...

Или прям как когда армады супер-танков готовились помыть гусеницы в Атлантическом океане лет 70 с хвостом назад - и опять что-то не заладилось (отличники боевой и политической подготовки сдавались в плен - вместе с танками и пушками - целыми полками, порой вместе с командирами)...

Нашим бы правителям - хот каплю разума, чтоб поняли, что с гнилой сердцевиной дерево не стоит, и чтоб навели элементарный порядок у себя дома (в том числе в отношении уже имеющихся нефтедолларов - других источников поступлений практически не осталось, с/х по большому счёту сдохло, промышленность догнивает)...
[User Picture]
From:hope_spes
Date:Сентябрь 28, 2014 10:38 am
(Link)
Трудно поспорить о гнилой сердцевине, но давайте разберемся, откуда начинает гнить?
Любой народ достоин той власти, которую выбирает.
Мы несколько лет подряд видим, как проходят в нашей стране выборы и в нашем городе в частности.
Страшилка гуляющая по инету: - Всякий народ достоин той власти, которую имеет. (Подразумевается, как правило – каждый народ сам виноват, что у него такая власть). Подоплёка вскрывается тут же, поскольку не народ имеет власть, а власть – народ.
Проблему казалось бы решить достаточно просто, дать возможность избирать и быть избранным, но видимо что то сломалось в голове у людей, или это страх перед сменой режима и власти, перед чем-то неизвестным и пугающим.
Или недостаток стабильности, или же рабская психология, тут достаточно трудно понять, чего же на самом деле хочет народ моей страны.
Миллионы мнений можно собрать только в одно:
Все хотят жить в мире, достатке и гордиться своей Великой Россией!

Мы можем с пеной у рта доказывать, что живем плохо, что те, кто у власти воруют и обирают народ, но пока народ это терпит, у власти руки развязаны. Будет ли конец этому терпению, сказать трудно, но можно.
Да будет, но вот когда? Возможно молодое поколение еще не понимает куда его ведут, а старое уже не в силах, что либо изменить.
Остается только средний возраст от 30 до 50 лет.
Именно население этой возрастной категории и будет в дальнейшем задавать вектор развития нашей страны.
Теперь поднимем моральные и этические принципы этого населения, что бы понять, к чему нас поведут.
Это люди, воспитанные и родившиеся в СССР, которым резко пришлось перестраиваться под сумасшедшие 90 е, в головах такой "суповой набор", мама не горюй.
Те, у кого моральных принципов было заложено изначально не особо много, ушли в ЕР, и в партии приближенные к власти, с ними все предельно ясно.
Но вот вторая половина и их поверьте большинство, те, кто не продал свою честь и совесть за бабло, они и будут диктовать свои условия режиму. Для этой "породы", не прогнувшихся, жестких и честных людей и будет непосильной задачей поднимать разворованную страну, именно они и будут бороться с коррупцией, выводить Россию из вновь создавшегося кризиса.
Да, мы уже в новой кризисной волне, доллар будет 50 рублей к Новому Году, санкции сделают свое дело, печатный станок тоже, готовьтесь к новой девальвации рубля.
Сил нам всем и твердости духа.

[User Picture]
From:hope_spes
Date:Сентябрь 28, 2014 10:50 am
(Link)
Где Шелковый Путь, там караваны, где караваны, там верблюды, а верблюд, если его сильно достать - начинает плеваться;)
Великая Восточная мудрость.
[User Picture]
From:Alexander Shkodo
Date:Сентябрь 29, 2014 10:02 am
(Link)
"Трудно поспорить.... "
"Мы несколько лет подряд видим.... "
"Проблему казалось бы решить достаточно просто.... "
"Мы можем с пеной у рта доказывать.... " ,- все это и прочее в ЖЖ и ФБ Шеина это бла-бла-бла в стиле "Васисуалий Лоханкин и его роль в мировой революции".
А вы (и в первую очередь ваш лидер О.В. Шеин) ЧТО РЕАЛЬНОГО СДЕЛАЛИ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ У СЕБЯ ПОД НОСОМ - В АСТРАХАНИ КОГДА У ВАС БЫЛ ШАНС (только что - на выборах)???
ВЫ ВЫСТУПИЛИ С РАЗОБЛАЧЕНИЯМИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ В А.О. СИСТЕМЫ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВА И ОБРАТИЛИСЬ В ЦЕНТР (а именно Федеральный Центр и только он может принимать кадровые решения или вы настолько опупели, что думаете, что Жилкин&co себя сама высечет, как унтерофицерская вдова?)
НИ ФИГА - ВЫ ЛЕГЛИ ПОД СИСТЕМУ.
P.S. Когда Шеин реально воевал с системой в 2012, а не маневрировал и не приспосабливался, он реально эту систему прогибал - Жилкин ему даже вице-губернатора предлагал - сиречь пост на котором Шеин может сделать в стократ больше, чем проводя беседы во дворах.
А сейчас вы, господа/госпожи Васисуалии Лоханкины где и что у вас есть для плодотворной работы, кроме портретов Шеина на стенах вашего заведения и на остатках листовок с портретом того же вождя и надписью "Скоро" ?
Вы посмотрите сколько посетеителей у Шеина на в его ЖЖ и ФБ и, главное, что там за существа пасутся из породы майдаунов и антрироссийских критикак-пиздаболов.
В чем ваш ресурс? Про партийный и не говорю - СР умудрилась скукожиться стараниями своих лидеров (которых Шеин до сих пор почитает, как партБоссов) до уровня "ниже плинтуса".
Вы куда будете двигаться? На мэрские выборы? С кем? (лично я если не увижу в ближайшее время в Шеине бойца с системой буду бороться против него, как против соглашателя с системой (и у меня есть для этого все возможности)
Так, что можете продолжать плеваться, господа ВЕРБЛЮДЫ!
Вот ужо ваши плевки что-то изменят в А.О.!




Edited at 2014-09-29 10:05 (UTC)
[User Picture]
From:tukaev
Date:Октябрь 2, 2014 06:16 am
(Link)
Ты иди поучи, своего друга, любителя гомо-секса, Макаревича щи варить и Родину любить!))
[User Picture]
From:hope_spes
Date:Октябрь 5, 2014 05:39 am
(Link)
Да, есть люди которые думают, что самые умные, а есть те у кого IQ выше 100 ))
Гугл вам в помощь)
[User Picture]
From:Alexander Shkodo
Date:Октябрь 2, 2014 06:43 am
(Link)
Господа сторонники Олега Васильевича Шеина, вашему полку прибыло!
С вами в команде теперь Сам Лично Тукаев ( штатным защитником ОВШ работает ) !
А если в вашей команде фашистская мразь такого подзаборного уровня, то ЭТО НЕ ПРОСТО ДЕГРАДАЦИЯ - ЭТО КОНЕЦ !
[User Picture]
From:tukaev
Date:Октябрь 4, 2014 06:58 am
(Link)
Я в отличии от тебя, педико-самурай, помогаю ополченцам на Донбассе и вывожу оттуда женщин и детей. В то время как ты, пьешь горькую со своим гнилым дружком Макаревичем, который финансово поддерживает хунту.
Так что, таких как ты мы будем давить!
[User Picture]
From:Alexander Shkodo
Date:Октябрь 6, 2014 09:19 am
(Link)
Только такие дебилы как абхазский негритос Vladimir Vladimirovich (именно эта известная фотка на его аватаре) не понимают разницу между качеством и целью работы Президента Путина и своекорыстием легиона чиновников на всех уровнях, доставшихся Путину в наследство со времен вечно пьяного Ельцина. Именно этот легион хапуг и есть "государственная система" против которой я профессионально воюю много лет. Эта "система" (ассоциацияс АФК "Система" прямая)представленна в А.О. управляющей компанией "Жилкин&Co", члены которой 10 лет работали по принципу распределения госсредств "90% себе-любимым и 10% на- на прочие программы", что и сделало всех членов "Жилкин&Co" (кстати за исключением самого Жилкина - поэтому он пока на месте) ОЧЕНЬ БОГАТЫМИ ЛЮДЬМИ - Ситников, ОПГ Боженова, Столяров, ..................................... "не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных" ).
[User Picture]
From:Alexander Shkodo
Date:Октябрь 6, 2014 11:17 am
(Link)
А сколько получает звезда футбола или футбольный тренер ты не посчитал? Сколько эти гаврики стоят государству (а следовательно налогоплательщикам )? Это Путин им зарплаты выписывает?
В России беспредела среди власть предержащих всегда было с избытком (читай Салтыкова- Щедрина, Гоголя, перечитай историю Александра Меньшикова при Петре Великом,.........).
Чем тявкать как крыловская Моська в сторону Путина, лучше бы занялись тем, что у вас мосек под вашим носом - "профессионалами" - хапугами в Атраханьщине.
Но нет, в эту торону вы, моськи вякать бздите - эти же рядом и могут ебнуть в ответ и поэтому вы вылизываете им их начальственные зады.

Edited at 2014-10-06 11:17 (UTC)
[User Picture]
From:Alexander Shkodo
Date:Октябрь 6, 2014 12:04 pm
(Link)
«Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира. Основными видами деятельности ОАО «НК «Роснефть» являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.
Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (69,50% акций) является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100% принадлежащее государству.
19,75% принадлежат BP, оставшиеся 10,75% акций находятся в свободном обращении (таким образом, более 30% акционеров, включая БРИТАНСКУЮ КОМПАНИЮ "ВР" зарплата Сечина (как эффективного менеджера) устраивает! И объясняется это тем, что таково положение дел ВЕЗДЕ в МИРЕ (советую посмотреть инфу про менеджеров в ведущих банках мира например).
Доход Сечина (до оплаты налогов, включая корпоративные бонусы) составляет (по приведенной вами информации) 1,6425 миллиарда рубл. в год (41 млн. долларов США/год, сравните с зарплатой футбольного тренера или хоккейного тренера -варяга, которые работа которых нихуя России кроме позора на международных соревнованиях не приносят).
Доход РОСНЕФТи за 2013 год - 4.7 триллиона рублей !
Зарплата Сечина составляет 0,0003 от дохода компании. В Европе и США доход управляющего (главного менеджера) в 10 раз больше, т.к. тоже зависит от дохода предприятия (сиречь от эффективности работы главного менеджера).
Это не оправдывает аппетитов наших власть предержащих, т.к. они моли бы легко прожить и на меньшее, но это общая практика (к сожалению).

Edited at 2014-10-06 12:07 (UTC)

> Go to Top
LiveJournal.com